Аэропорт получится просто чумовой

Самый оригинальный в стране авиатерминал строят по концессии
От жилых кварталов Нового Уренгоя до аэропорта минут 15 езды, тундра за окном не особо цепляет глаз, как и промзона. И вдруг на горизонте вырастает огромный чум, точнее, стойбище из островерхих чумов. На фоне старого аэровокзала 1980 года это сооружение и вовсе смотрится как стартовая площадка ракеты.
Новый аэропорт сможет обслуживать до полутора миллионов пассажиров в год.
Новый аэропорт сможет обслуживать до полутора миллионов пассажиров в год. / Пресс-служба губернатора ЯНАО

Новое здание пассажирского терминала - самое оригинальное не только в газовой столице России, но и, пожалуй, среди всех региональных аэропортов. Разработало его концепцию международное архитектурное бюро. По словам одного из основателей компании Мэтта Картрайта, в таких проектах вдохновение всегда черпается из национальных особенностей страны и региона. На Ямале это, конечно, традиционное жилище ненцев-оленеводов, теплое и уютное.

Причем идея чума поддерживается не только в силуэте здания, но и во внутренней планировке: максимум легкого, гибкого пространства. Здесь обещают 12 стоек регистрации, удобные залы ожидания, три телескопических трапа. Уже установлены автоматические ворота теплого бас-гейта: автобусного тоннеля, который предназначен для посадки и высадки людей в закрытом помещении, что особенно актуально для суровых погодных условий Крайнего Севера, где даже в июне может выпасть "последний" снег.

На сегодня готовность объекта превышает 60 процентов, в работах задействовано 30 единиц техники и более 400 специалистов. Бригады уже закончили монтаж стеклопакетов и витражей из алюминиевых профилей, собрали лифты и эскалаторы. К слову, процесс довольно трудоемкий: каждая 18-метровая движущаяся лента состоит из трех секций, их соединяют и поднимают на рабочую высоту с помощью навесных механизмов. Продолжается прокладка кабелей для слаботочных систем контроля, оповещения и пожарной сигнализации. Параллельно строители занимаются отделкой фасада, обустройством входных групп и песчаным основанием под парковку на 300 машино-мест на привокзальной площади.

Подает тепло внутрь новая блочно-модульная газовая котельная мощностью 20 МВт. Пока она действует в тестовом режиме, но в будущем будет обогревать весь аэровокзал и всю инфраструктуру. Часть коммуникаций от нее протянули по возведенной в прошлом году эстакаде, часть - под землей. Общая длина сетей превысила 1,6 километра.

Новоуренгойский авиаузел - не только крупнейший на Ямале, он обслуживает более половины всех воздушных перевозок в автономном округе, но и первый в России, который модернизируется по концессии. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2018 года между правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и управляющей компанией. Срок его действия - 30 лет, из которых 3,5 года занимает инвестиционная фаза. Общая стоимость проекта - свыше 12 миллиардов рублей, их вложит инвестор.

"У нас уже был успешный опыт реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства в разных сферах, - рассказали "РГ" в пресс-службе губернатора ЯНАО, почему выбрана именно такая модель. - Одним из примеров является Пуровский мост стоимостью около 10 миллиардов рублей. Он стал первым в России мостом общего пользования, построенным без единого бюджетного рубля. Концессионное соглашение заключили в конце 2018 года, а уже осенью 2020-го, на год раньше срока, по мосту проехали первые автомобили. До этого на реке Пур работала понтонная переправа. В распутицу сообщение прерывалось, иногда на месяц. Кроме того, мост обеспечил бесперебойное сообщение с объектами ТЭК в восточной части Ямала.

Аэродром теперь может принимать пассажирские и грузовые самолеты без ограничений

Площадь строящегося авиатерминала составляет 19,6 тысячи квадратных метров, пропускная способность - 840 пассажиров в час или почти 1,5 миллиона в год, почти в два раза больше, чем сейчас. Пока он рассчитан на обслуживание только межрегиональных и местных рейсов, но мастер-план предусматривает возможность в будущем создание и международного сектора.

11 миллиардов рублей составляет общая стоимость проекта нового аэропорта Новый Уренгой

Сквозь панорамные окна пассажиры с чашечкой кофе в руках смогут любоваться реконструированной взлетно-посадочной полосой длиной 2,5 тысячи метров и шириной 46 метров. На первом этапе подрядчик заасфальтировал 36 тысяч квадратных метров перрона, усилил покрытие на стоянках, установил восемь мачт освещения и 694 светодиодные сигнальные лампы. Они не только ярче галогеновых, но и снижают энергопотребление всей системы в 5-6 раз. Для бесперебойной подачи электроэнергии оборудовали четыре новые трансформаторные подстанции.

На втором этапе обновили собственно взлетно-посадочную полосу. Для этого пришлось уложить более 120 тысячи тонн асфальтобетонной смеси в четыре слоя. В нынешнем сезоне строительные работы должны завершиться на трех рулежных дорожках, восьми стоянках и 55 тысячах квадратных метров перрона, после чего начнется озеленение территории. Интересно, что все это время операционная деятельность воздушной гавани не прерывалась, например, 23 километра деформационных швов "нарезали" во время 16-часовых промежутков между полетами.

Реконструкция позволит не только повысить уровень комфорта и безопасности, но и нарастить интенсивность региональных рейсов. Согласно сертификату, выданному Росавиацией в прошлом году, аэродром Нового Уренгоя теперь может принимать без ограничений пассажирские самолеты типа Boeing 737 и транспортные типа Ан-124.

Терминал планируют сдать в срок, к концу года. В апреле возникла небольшая заминка с поставками европейских материалов, но управляющая компания озадачилась поиском аналогов. На качестве это точно не скажется, заверяет глава Ямала Дмитрий Артюхов.