Чем по своим функциям квалификационная коллегия отличается от совета судей?
Елена Милюхина: Квалификационная коллегия рекомендует президенту кандидата в судьи. Помимо этого, проводит аттестацию судей, может привлекать их к дисциплинарной ответственности, прекращать полномочия. У совета судей функционал намного шире. Я бы выделила три направления: совершенствование системы, защита прав судей и представительство профессионального сообщества. Например, совет судей участвует в разработке и обсуждении законопроектов, дает рекомендации о внедрении современных технологий, ориентирует суды на взаимодействие со СМИ и общественностью.
Кто и по какому поводу может обратиться в совет судей?
Елена Милюхина: Важно помнить, что совет судей не рассматривает споры. Граждане могут прийти к нам с предложением, как сделать судебную систему лучше. Правда, я с такими инициативами не встречалась. Участники процесса имеют право написать жалобу о неэтичном поведении судьи. Были просьбы о поощрении судей.
К нам обращаются и судьи, в основном по вопросам медпомощи, взаимодействия со страховой компанией, просьбой оказать материальную поддержку в трудных ситуациях. Мы всегда откликаемся. Помимо этого, по запросу судьи можем дать заключение, возможен ли конфликт интересов, например, когда один из участников процесса - дальний родственник судьи.
О чем мечтают судьи?
Елена Милюхина: Чтобы снизилась нагрузка. На Среднем Урале мировой судья в среднем рассматривает 527 дел в месяц, а бывает и больше тысячи. В райсудах эти цифры меньше, но там и дела сложнее. Ученые провели исследование и определили норму нагрузки. Она апробирована в 116 судах по всей России. Сейчас Совет судей РФ готовит законопроект, который позволит увеличивать численность штата и перераспределять обязанности среди сотрудников судов. Второй способ решения проблемы - упрощение некоторых процедур. Много лет мы говорим о том, чтобы мировых судей освободили от фискальных функций. Иногда человек не знает, что у него образовалась налоговая задолженность. Соответствующие органы могут связываться с должником в досудебном порядке для урегулирования разногласий. И, наконец, третий вариант - сокращение процедуры назначения судей. Кандидат сдает квалификационный экзамен, проходит проверки. Это занимает много времени, из-за чего места в судах долго остаются незанятыми.
Какой путь должен пройти человек, чтобы стать судьей? Почему в вашей системе дефицит кадров?
Елена Милюхина: Каждый юрист знает: должность судьи - вершина карьеры. Не все мечтают занять ее. Когда я училась в институте, в нашей группе даже разговоров подобных не было. Сейчас молодежь стремится стать судьями, однако не у всех получается.
Будущие судьи должны понимать: они идут защищать права людей, где-то в ущерб себе и своей семье. Судьи сутки напролет прокручивают в голове жизненные ситуации, изучают законы, совершенствуют себя, чтобы принять правильное решение. Положение судьи не дает никаких преимуществ, напротив, оно связано с дополнительными ограничениями и обязанностями. Большая часть времени уйдет на изучение и подготовку материалов дела, оформление решения. Отчасти поэтому 75 процентов судей - женщины. Не все мужчины настолько усидчивы. Есть и те, кто не способен брать ответственность за принятие решения. Я знаю судью, который ушел из профессии только из-за того, что у него во время провозглашения приговора подкашивались ноги. Помню, в институте наш декан повторял: судья - рабочая лошадка, она тянет огромный воз и все время движется в гору.
Какая этическая проблема кажется вам наиболее актуальной?
Елена Милюхина: Соблюдение корпоративных норм в интернет-пространстве. Судье не запрещено заводить странички в соцсетях. Но в кодексе профессиональной этики не прописаны правила поведения в Сети. Поэтому Совет судей Свердловской области выпустил свои рекомендации. К примеру, мы советуем судьям иметь закрытый аккаунт, указывать минимум информации о себе, не называть профессию - любое его высказывание может быть воспринято как мнение всего сообщества. По этой же причине не рекомендуем судьям участвовать в форумах, где обсуждают правовые вопросы. Их действия не должны негативно отражаться на авторитете судебной власти.
Рекомендации совета судей содержат положение - серьезнейшим образом рассматривать дисциплинарные проступки коллег. Что это за проступки и какая ответственность предусмотрена за их совершение?
Елена Милюхина: Дисциплинарный проступок - умышленное нарушение кодекса профессиональной этики или закона о статусе судей, причинившее ущерб авторитету судебной власти. Совет судей проверяет каждую жалобу: изучает аудиопротокол заседания, запись камер видеонаблюдения. В большинстве случаев претензии оказываются неправомерными. Например, кто-то воспринял тон судьи как грубый. Начинаешь слушать протокол и понимаешь, что председательствующий ведет процесс корректно. Судья не должен заискивающе говорить. Обоснованные жалобы встречаются редко - от трех до девяти в год. В таком случае совет судей инициирует обращение в квалификационную коллегию о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.
Как изменилась судебная система за последние 30 лет?
Елена Милюхина: Моя профессиональная карьера началась в 90-е годы, поэтому я могу сравнивать организацию судебной деятельности. Перемен много, начиная от внешнего облика судьи и заканчивая ходом процесса. Если в 93-м году человек в мантии воспринимался сторонами уважительно-настороженно, то сегодня могут подать жалобу из-за того, что судья ведет заседание в повседневной одежде. Обращаться в суд за разрешением спора стало нормой. В 2021 году в Свердловской области было рассмотрено более 1,2 миллиона дел - почти в шесть раз больше, чем 20 лет назад. Значит, люди доверяют системе, хоть и ругают ее.
Несмотря на нагрузку, сегодня судопроизводство работает быстрее. Случаи, когда нарушаются сроки рассмотрения дел, крайне редки. Появились упрощенные процедуры урегулирования конфликтов. На скорость влияет и оснащенность техникой.
Каждый суд имеет свой сайт, а некоторые - и аккаунты в соцсетях. Подавший иск может дистанционно отследить, как движется процесс. Раньше бытовало мнение, что дела предвзято распределяют между судьями, а адвокатов, оспаривающих приговоры, стараются отстранить от участия в заседании. С 2019 года судьи и адвокаты (по уголовным делам) назначаются при помощи автоматизированной системы. Тогда же ввели обязательное аудиопротоколирование заседаний. Но присутствующие могут самостоятельно вести аудиозапись, для чего не требуется разрешение председателя.
Что для вас как для судьи справедливость?
Елена Милюхина: Если судья уверен в правильности и законности своего решения, оно справедливо. Закон дает возможность, например, назначать разные сроки наказания. Если бы приговор выносили без учета обстоятельств дела, вряд ли бы он считался справедливым.
Правда ли, что в советское время судья занимал более активную позицию и стремился докопаться до истины?
Елена Милюхина: Да, раньше судейский корпус относился к правоохранительным органам, что давало возможность собирать доказательства. Сегодня судья - арбитр. Он должен так организовать процесс, чтобы стороны могли полностью реализовать свои права и обязанности. В гражданских делах судья определяет предмет доказывания, а в уголовных проверяет доводы защиты и обвинения. Бывает, подсудимый заявляет об алиби, которое не рассмотрело следствие. Судья дает возможность защите собрать доказательства. На мой взгляд, его позиция определена правильно. Судья позволяет быть объективным. Цель - установление истины - осталась. Изменились только методы ее достижения.