Свой компонент три года ждут
До недавних времен цифровая трансформация российских компаний во многом опиралась на зарубежные технологии. Как сообщил председатель правительства РФ Михаил Мишустин, доля отечественных программных продуктов на предприятиях невелика. "Она не превышает четверти от всех внедренных технологий, выполняющих ключевые функции, - это управление данными о продукции, диспетчеризация, сбор информации со станков и ряд других", - сказал он. И отметил, что основой дальнейшей трансформации промышленности должна стать цифровизация всего жизненного цикла изделий - от идеи до утилизации.
Возникает вопрос - как провести цифровизацию, если нет доступа к зарубежным технологиям? У России есть собственные программные продукты и, если внедрять их в процессе цифровизации, это не скажется на сроках, считает директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух. "Предприятиям в процессе цифровизации необходимо менять свои бизнес-процессы, адаптировать производственные решения к реалиям. Это занимает основное время. А на внедрение нашей 1С уходит столько же, сколько на зарубежную систему SAP", - пояснил он "РГ".
Сложнее тем, кто уже внедрил иностранные технологии. "Генераторами растущего спроса на отечественные программные и аппаратные продукты стали отрасли, которые до мартовских событий были достаточно цифровизованы: банки, ритейл, телеком, промышленность, - рассказал гендиректор компании "НОРБИТ" Антон Чехонин. - Проблем с поиском аналогов у них в разы больше, чем у остальных".
По оценке Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт", за последние месяцы спрос на отечественные решения в зависимости от категории продукта вырос от трех до десяти раз.
Самый активный рост, по словам Антона Чехонина, наблюдается в тех направлениях, где можно быстро перейти на российское ПО. В лидерах офисные программы, мессенджеры или таск-менеджеры. Сложнее с узкоспециализированными решениями, особенно системами для информационного моделирования (BIM, САПР) и для управления технологическими процессами. Впрочем, отечественные наработки есть и в этих сферах. К примеру, предприятие "ОДК-Сатурн" (входит в состав "Ростеха") уже внедряет российскую систему автоматизированного проектирования КОМПАС-3D.
В сегменте машиностроения есть отечественные программные продукты, способные заменить зарубежные, рассказал "РГ" директор по стратегическому маркетингу в машиностроении АСКОН Павел Щербинин. "Сегодня консорциум российских разработчиков "РазвИТие" предлагает промышленным предприятиям программный комплекс для проектирования и управления жизненным циклом сложных изделий, - отметил он. - К 2025 году мы выпустим тяжелый PLM-комплекс (Product Lifecycle Management), с помощью которого можно будет решать отраслевые задачи не только машиностроения, но и авиа- и судостроения".
Другой пример импортозамещения - сфера закупок, где нарастающий логистический коллапс заставляет бизнес искать отечественные решения с возможностью поддержки "сквозных" процессов закупок и снабжения, рассказывает Антон Чехонин. "Такому запросу лучше всего отвечают BPM-системы (Business Process Management или управление бизнес-процессами. - Ред.), - пояснил он. - В нашем портфеле есть BPM-платформа, которая позволяет заказчику даже без навыков разработчика гибко моделировать и настраивать бизнес-процессы в зависимости от потребностей".
Что касается сроков перехода на отечественные решения, по словам Павла Щербинина, быстро сложные ИТ-системы не заменить. Дело в том, что выпуск продукции завязан на информационную систему и весь жизненный цикл изделия проходит в "цифре". Чтобы не навредить производству, приходится вести предварительную подготовку, планировать отработку отечественных решений на пилотном участке.
"Срок также зависит от конкретной задачи, так, установка "коробочного" решения со стандартным набором функций выполняется довольно оперативно, - отметил эксперт. - А вот внедрение более сложных решений, например, сквозных PLM-систем, занимает в среднем полтора года".
Ориентиром для тех, кто занимается импортозамещением, может быть указ президента России, по которому к 1 января 2025 года все принадлежащие госорганам объекты критической информационной инфраструктуры должны полностью перейти на отечественный софт. "Эта задача вполне выполнима, - уверен Илья Массух. - Практически везде уже есть заделы и нужно лишь активнее использовать российское ПО на реальных предприятиях, потому что именно так и дорабатывается программное обеспечение".
С аппаратной частью, по словам эксперта, сложнее, поскольку цикл создания микроэлектроники достаточно длинный. При системной работе собственную компонентную базу можно создать за пять-шесть лет, в авральном режиме можно справиться и за три.