Тонны бумажных книг, музейные архивы переводят в "цифру", архитекторы, проектировщики, дизайнеры создают свою продукцию в интернет-пространствах, а переводчики и журналисты благодарят создателей приложений, помогающих в работе с расшифровкой и переводом текстов.
Представленное в ноябре прошлого года исследование "Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства", проведенное Аналитическим центром НАФИ, Google и поддержанное Федерацией креативных индустрий (ФКИ), Федерацией интеллектуальной собственности и комитетом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, выявило почти 20 инсайтов, которые помогают по-новому взглянуть на развитие креативных индустрий в связке с "цифрой".
Так, российские интернет-пользователи демонстрируют высокий уровень спроса на контент цифровых платформ в ключевых сферах жизни, в том числе для деятельности, связанной с креативным сектором (создание и потребление продуктов творческой деятельности). Благодаря современному уровню цифровизации креативные компании растут в 3-5 раз быстрее, чем вся экономика в целом. Например, 32 процента респондентов используют интернет-платформы для решения рабочих задач, в том числе для продвижения, рекламы продукции, 82 процента опрошенных креативных предпринимателей убеждены в эффективности использования цифровых платформ для развития и коммерциализации бизнеса. По данным аналитиков НАФИ, использование цифровых платформ - соцсетей, видеохостингов, маркетплейсов, сайтов, приложений - дает в среднем 27 процентов всей выручки сектора.
Кстати, локдаун в период пандемии коронавируса позитивно сказался на интересе населения к контенту цифровых платформ, в том числе для развития творческого потенциала: у многих появилось новое хобби, связанное с креативной деятельностью. Те, кто использовал цифровые платформы, меньше пострадали от последствий пандемии. В целом, как отмечают аналитики НАФИ, цифровые платформы - двигатель и источник роста для креативной экономики, поскольку они обеспечивают связь рынков спроса и предложения.
Сегодня вклад креативной экономики в ВВП многих странах, по данным НИУ ВШЭ, составляет 8-12 процентов, в России - до 2,5 процента. Согласно концепции развития творческих индустрий, утвержденной в сентябре 2021 года распоряжением председателя правительства РФ Михаилом Мишустиным, системная господдержка креативных индустрий позволит к 2030 году увеличить их долю в российской экономике с нынешних 2,2 до 6 процентов, а также увеличить долю граждан, занятых в творческих профессиях, с 4,6 до 15 процентов.
Надо отметить, что еще только в прошлом году впервые была дана характеристика сфере креативных индустрий (КИ) и были закреплены понятия, необходимые для развития этого института. В частности, на ПМЭФ-2021 министр культуры РФ Ольга Любимова отметила направления, по которым будет развиваться КИ. Это повышение конкурентоспособности отечественных творческих продуктов, поддержка креативных предпринимателей, наконец, развитие современных цифровых технологий для создания творческих продуктов.
По классификации британских ученых существует 14 направлений КИ. Ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова (НГУАДИ) доктор культурологии Наталья Багрова на заседании Клуба межнаучных контактов в Доме ученых Сибирского отделения РАН, ссылаясь на Агенство стратегических инициатив, назвала почти 50 направлений КИ. Это реклама, архитектура и проектирование, дизайн (предметный, промышленный, 3D-печать), мода, кинопроизводство, мультимедиа и компьютерные программы для интерактивного обучения и досуга, музыка и звукозапись, исполнительские искусства, блогинг, ландшафтное обустройство, издательское дело, интернет-медиа, компьютерные игры, мультимедиа, развлекательное и образовательное ПО, телевидение и так далее. Достаточно взглянуть на этот список, чтобы убедиться: креативная индустрия тоже не сможет развиваться без применения информационных технологий.
Как мы уже говорили, использование цифровых платформ - соцсетей, маркетплейсов, сайтов, видеохостингов, приложений - дает в среднем 27 процентов всей выручки сектора. 12 процентов компаний, специализирующихся на рекламе и продвижении, получают от использования цифровых платформ большую часть выручки. 22 процента компаний из сферы киноиндустрии, создания фото-, аудио- и видеопродукции имеют половину выручки от использования цифровых платформ.
Но не только в монетизации дело. Примеров взаимодействия сфер "на стыке" немало. ИТ-технологии - неизменные помощники в создании новой продукции и развитии многих направлений КИ. На базе того же НГУАДИ по соглашению с Творческо-производственным объединением "Киностудия "Союзмультфильм" работает Центр анимации - пилотный проект регионального кластера креативных индустрий. Тридцать студентов уже прошли обучение в центре, в их числе физики и лирики, которые объединились для создания продуктов, таких как мультфильмы, дизайн промышленных приборов, разработка игр, когда в сферу информационных технологий втянуты художники-монументалисты.
"Анимация, виртуальная и дополненная реальность - "новое лицо" современного мира. У творческой молодежи появилась возможность приобрести профессиональные навыки и компетенции в этой сфере, - отметила профессор Наталья Багрова. - Студенты хотят работать в сфере дополненной виртуальности реальности, в сфере новых технологий музейной деятельности, в продвижении гейм-дизайна, киберспорта". Кроме того, у вуза есть соглашение о сотрудничестве с автономной некоммерческой организаций "Кластер искусственного интеллекта". Ректор университета отмечает, что перед сообществом архитекторов, проектировщиков, дизайнеров стоит задача использовать технологические наработки в области цифровизации и искусственного интеллекта, которые есть у наших партнеров из Академгородка.
"С одной стороны, многие разработки, ведущиеся в области искусственного интеллекта, требуют ясной и доходчивой визуализации, которую могут обеспечить профессионалы НГУАДИ, - заметил директор "Кластера искусственного интеллекта" Игорь Болдырев. - А с другой стороны, креативный подход - это то, что объединяет физиков и лириков, математиков, дизайнеров и архитекторов".
Студенты бизнес-факультета Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ) презентовали виртуальный манекен для маркетплейсов.
"Зачастую вещи, приобретенные на интернет-площадках, не подходят по размеру или не садятся так, как это выглядело на фото, а размерная сетка не может помочь, даже при точных обмерах тела, особенно людям с нестандартной фигурой. Для продавцов проблемой являются бесконечные возвраты и негативные эмоции покупателей", - поделились идеей авторы разработки.
Они рассказали, как работает виртуальный манекен: человек снимает с себя определенные мерки, загружает их на сайт и получает 3D-копию себя, такой персональный виртуальный манекен. На эту модель уже примеряется понравившаяся одежда, которая также заранее отрисована в 3D, отмечают в пресс-службе вуза. Так, покупатель видит, что сидит хорошо, а что категорически не подходит.
"Благодаря цифровизации мы стали открыты всему миру, - отмечает директор Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН доктор исторических наук Ирина Лизунова. - Мир меняется, и библиотека меняется. Мы наблюдаем крен в цифровую плоскость, цифровых читателей становится все больше. И нам надо отвечать на их запросы".
"Одним из эффектов КИ является повышение привлекательности территории, укрепление и формирование локальных брендов. В эту историю хорошо укладывается видео. Мы предлагаем пользователям виртуальный тур по историко-архитектурному музею под открытым небом, созданный в сотрудничестве с ИТ-специалистами при поддержке президентского Фонда культурных инициатив. Наш тур - единственный в России, демонстрирующий музей в разные времена года", - рассказала о проекте помощник директора Института археологии и этнографии СО РАН по научно-просветительской работе Дарья Гаркуша.
Таким образом, институт хочет привлечь больше людей к изучению истории своего края, хотя офлайн-экскурсии в музей никто не отменял.
О сотрудничестве Русского географического общества и новосибирской компании "Дата Ист" рассказала пресс-секретарь Новосибирского регионального отделения РГО и советник гендиректора "Дата Ист" Екатерина Вронская. Оно заключается в создании интерактивных туристических карт природных достопримечательностей России. Буквально 21 апреля выпущена очередная карта - Приэльбрусья и республик Северного Кавказа. С помощью виртуальных карт туристы могут сориентироваться на местности и разработать маршрут, определить место для ночлега и изучить модель рельефа с отметками высот, записать трек и внести заметки. Путешественники могут бесплатно загрузить карты в телефон.
Главная проблема, которая может тормозить развитие КИ и их цифровую трансформацию, - дефицит кадров. По оценкам ряда экспертов, дефицит ИТ-специалистов в России составляет около одного миллиона человек. При этом, как считает заместитель министра цифрового развития и связи Новосибирской области Антон Лошаков, рынок нуждается в высококвалифицированных специалистах с цифровыми компетенциями и развитым творческим подходом. Не будем забывать, что один производитель креативного контента трудоустраивает 8-10 человек.