16.06.2022 05:20
    Поделиться

    В Приморье всерьез займутся мошенниками в сфере ОСАГО

    В полиции Владивостока создадут подразделение, сотрудники которого будут специализироваться на рассмотрении от страховщиков заявлений о мошенничестве в сфере ОСАГО.
    Отношение страховых случаев к количеству договоров страхования в Приморье больше, чем в любом другом субъекте РФ.
    Отношение страховых случаев к количеству договоров страхования в Приморье больше, чем в любом другом субъекте РФ. / Виталий Аньков/РИА Новости

    По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергея Ефремова, каждое такое обращение будет продублировано в краевую и городскую прокуратуру, а ситуацию с доступностью полисов власти возьмут под жесткий контроль.

    Проблеме уже несколько лет, все это время Приморье находится среди лидеров "красной" высокорисковой зоны рейтинга регионов РФ по уровню мошеннических выплат в ОСАГО. В прошлом году край занял в нем четвертое место, уступив только Северной Осетии - Алании, Чечне и Дагестану.

    Автолюбители жалуются, что не могут купить полис "автогражданки", а страховые компании - что несут убытки миллионные убытки по этому виду страхования из-за мошенников.

    Ефремов называет ситуацию парадоксальной.

    - Если мы будем сравнивать Приморье с другими субъектами Дальневосточного федерального округа, то увидим, что частота страховых случаев, то есть их отношение к количеству договоров страхования, в крае больше, чем в любом другом субъекте РФ, - целых 7,7 процента. А доля водителей с минимальным коэффициентом бонус-малус выше, чем в среднем по России. Получается интересно: с одной стороны, здесь самое большое количество людей, которые ездят безаварийно, - 26,2 процента, с другой - самая большая аварийность в России. Последний фактор, на наш взгляд, в этом случае подтверждает наличие фальсификаций, мошеннических действий со стороны организованных преступных групп, - объясняет он.

    Новый вид заработка мошенники освоили со вступлением в силу поправок в закон "Об ОСАГО", которые увеличили максимальную сумму выплат до 400 тысяч рублей. В регионе до сих пор очень много машин с правым рулем - по некоторым данным, больше 80 процентов, плюс к этому огромный рынок контрактных, то есть снятых с других автомобилей, автозапчастей. А делать выплаты страховщики должны по справочнику Российского союза автостраховщиков (РСА), где указана стоимость новых деталей. Поэтому людям выгодно получать наличные деньги, а не выплату в натуральном выражении, то есть ремонт машины за счет страховой. Количество таких выплат в Приморье всего четыре процента - это очень низкий показатель.

    Те, кто берет наличкой, латают автомобиль в каком-нибудь гараже, поставив недорогие бэушные запчасти. А значительная часть суммы остается в кармане.

    - Доля аварий с составлением европротоколов по итогам первого квартала 2022 года в Приморье тоже была одной из самых высоких по стране - 60 процентов. По итогам апреля-мая она уже составила 70 процентов. То есть 70 процентов ДТП оформляются без выезда сотрудников ГИБДД. А фиксация повреждений происходит самостоятельно, зачастую с участием аварийных комиссаров. Они предлагают заключать договоры уступки права требования, передавая информацию недобросовестным автоюристам. Это приводит к достаточно высокой доле уровня выплат. На один заработанный рубль страховщики выплачивают по убыткам 1,68 рубля, - приводит данные Сергей Ефремов.

    В Приморье людям выгоднее получать от страховой "наличку". Денег хватает, чтобы отремонтировать автомобиль с помощью бэушных запчастей, и можно оставить себе значительную часть суммы

    Способы совершения преступлений классические - автоподставы, инсценировки ДТП, намеренные провокации аварий, в которых страдают обычные граждане. Поэтому, уверен руководитель центра противодействия мошенничеству Страхового дома ВСК Олег Ручкин, такие ДТП требуют к себе повышенного внимания со стороны правоохранительных органов.

    Он отмечает, что в 2021 году его компания направила в правоохранительные органы 70 заявлений о предполагаемом мошенничестве. Всего же, по данным ВСС, работающие в регионе страховщики написали 282 заявления, но дела были возбуждены только в семи процентах случаев.

    И все же злоумышленников ловят. Так, в феврале во Владивостоке задержали целую семью автоподставщиков - родителей и взрослого сына. В 2021 году они на семи своих автомобилях совершили 32 ДТП. Полученные ими выплаты по ОСАГО превысили шесть миллионов рублей. Банды автоподставщиков ФСБ накрыло в Находке и Партизанске. Ущерб от их деятельности достиг десяти миллионов.

    Сергей Ефремов считает, что сейчас ситуация должна постепенно меняться. С 20 апреля РСА запустил работу перестраховочного пула. Этот механизм должен повысить доступность полисов обязательного ОСАГО для таких потенциально высокоубыточных водителей, как таксисты или новички.

    Во Владивостоке, где происходит 90 процентов всех спорных с точки зрения автогражданки ДТП в Приморье, на сложных перекрестках будут устанавливать камеры.

    Но ряд проблем остается. Как говорит Олег Ручкин, в ГИБДД пока отказываются предоставлять административные материалы страховщикам, так как считают, что таким образом могут нарушить закон "О персональных данных".

    - Мы с этим не согласны, так как просим материалы по повреждениям транспортных средств. Есть сложности с проведением трассологических экспертиз: в Приморье этим по два-три месяца занимается минюст, дела затягиваются, - отмечает он.

    Как считают эксперты, перспективы выйти в "желтую", а потом и в "зеленую" зону у Приморья есть, но, скорее всего, вряд ли стоит ждать этого в ближайшее время.

    Поделиться