В Татарстане прошел автосабантуй для любителей домов на колесах

Около 400 автодомов из разных регионов России собрались в Болгаре на Vanlifefest 2022.
Караванеры все возят с собой, потому в любом месте страны им обеспечены и стол, и кров.
Караванеры все возят с собой, потому в любом месте страны им обеспечены и стол, и кров. / Олег Платонов/РГ

До недавнего времени большая их часть покупалась в Европе. Но сейчас такая техника оказалась попросту недоступной. И фестиваль стал настоящим торжеством инженерной мысли. К тому же автопутешествия по стране резко начали набирать популярность.

Автокараваном по дорогам

По замыслу организаторов, автосабантуй должен стать местом, где люди с удовольствием делились бы опытом, как сделать дом на колесах из обычной "ГАЗели", установить мини-канализацию в своем фургончике или разместить двухъярусную кровать для детей в ограниченном пространстве. Фестиваль стал площадкой для встречи тех, кто производит все, что нужно для автопутешествий.

- Конечно, стоимость дома на колесах сегодня увеличилась в разы, - говорит председатель оргкомитета фестиваля Сергей Гришин. - Полноценный отечественный автодом может стоить до восьми миллионов, многим такая сумма недоступна. Поэтому в России набирает популярность прицеп-"капля", где есть и кухня, и спальные места, стоимостью от 350 тысяч до миллиона рублей. Такие агрегаты собираются в том числе в Татарстане: в Елабуге и Бавлах.

В этом году обновили разработанный совместно с автокараванерами несколько лет назад путеводитель для путешествий по республике. В нем указаны интересные маршруты и кемпинги, где можно заправить машину, зарядить аккумуляторы, слить "серую" воду, залить в баки чистую, переночевать.

- Открылся, например, хороший автокемпинг в Елабуге, причем с выходом на пешеходную улицу, - говорит исполнительный директор фестиваля автотуризма Андрей Горностаев. - Есть хорошее место в Бавлах, в Билярске строится площадка рядом со страусиной фермой. Многие путешествуют с детьми, и такое соседство придется очень кстати. Мы планируем в Болгаре, учитывая историческую ценность места, сделать круглогодичную площадку со всеми коммуникациями.

Организаторы мероприятия не исключают возможности, что фестиваль пропишется в Татарстане на постоянной основе, так как здесь по сравнению с остальными регионами инфраструктура для автокемпингов очень даже развита.

Автономное путешествие

Сообщество приверженцев Vanlife - любителей свободных и независимых автопутешествий - появилось в России 18 февраля 2016 года, а уже в начале 2019-го участники решили проводить тематические фестивали для популяризации автотуризма в России.

- Я был одним из первых в стране, кто начал делать автоприцепы, похожие на автодома в Советском Союзе, - говорит 68-летний Валерий Федотенко, известный среди караванеров как "Валера - три восьмерки". - Тогда мне за это увлечение дали два года условно. Детали и элементы для прицепа купить в свободной продаже было невозможно, вот и посчитали, что я их где-то украл…

Набирает популярность прицеп-"капля", где есть кухня и спальные места, стоимостью от 350 тысяч до миллиона рублей

Сейчас он катается вместе с женой в LDV Maxus - переделанном автомобиле 2008 года нижегородского производства, который может выдержать и 25-градустный мороз, и 11 путешественников на Новый год.

- Я люблю комфорт: куда бы ты ни выехал, у тебя все с собой и не надо думать про гостиницу. Можно в Татарстане остановиться на три дня, потом поехать на недельку к морю - красота! - говорит ветеран движения. -Сейчас рассказываю, как сделать автодом своими руками, при этом максимально сэкономить.

Глядя на некоторые экспонаты автосабантуя, поражаешься. Вот, к примеру, прицеп с дизельным обогревателем, полноценными спальными местами для трех человек и одного ребенка, холодильником и выдвижной кухней. Стоило такое чудо техники еще недавно порядка 200 тысяч рублей. Или переделанный грузовой Fiat Ducato. Вся мебель в нем сборная, демонтируется в течение часа. Умельцы из Чувашии до недавнего времени занимались сборкой детской мебели, а теперь придумали, как в джипе разместить два спальных места и мобильную кухню. Полет инженерной мысли впечатляет, настолько все это компактно и удобно.

Дело рук маленьких ателье

Александра Епифанцева когда-то позвали прокатиться из Москвы до Владивостока, и он влюбился в этот вид передвижения на всю жизнь. Уже несколько лет занимается сдачей автодомов в аренду по всей стране: обычный обойдется в 12 тыс. рублей в сутки, а "капля" - в 3000 рублей.

- Конкуренция на рынке растет, - считает бизнесмен. - В Нижегородской области много предприятий перепрофилируются на постройку и переоборудование автодомов. Я думаю, пройдет немного времени, и нас удивят как хорошие цены, так и любопытные конструкции. Конечно, такой вид отдыха стал развиваться у нас с приходом пандемии, а теперь уже с введением санкций. Заграница становится недоступной, а жажда к путешествиям у людей никуда не делась.

А вот Сергей Гришин уверен, что в ближайшее время массового производства в России не предвидится. Владельцы такой техники, как правило, капризные люди, хотят, чтобы все было сделано "под них". И постройка автодома сравнима с разработкой и постройкой яхты.

- Крупные заводы работают на госзаказ, и маленькие проекты им просто не интересны. Причина проста: нет шасси для таких домов. Делают подобные автомобили в Елабуге, но конвейер загружен госзаказом на изготовление машин скорой помощи или пассажирские маршрутки. В основном подобные заказы выполняют маленькие ателье, которых пока по пальцам пересчитать можно.

Тем не менее, по прогнозам специалистов, рынок автодомов благодаря санкциям будет только расти. Особенно в бюджетном сегменте.