Чтобы удовлетворять растущий спрос, мы планомерно увеличиваем выпуск. Сейчас в Новосибирском медколледже учебный процесс идет уже в три смены. Каждый год выпускаем порядка 1400 специалистов, и до восьмидесяти процентов из них трудоустраиваются в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Это очень высокий показатель. Другой вопрос, сколько из них там задерживается.
Также с целью снижения кадрового напряжения мы развиваем сетевое обучение. Заключаем договоры с центральными районными больницами, и они становятся участниками наших образовательных программ. Ребята, которые приезжают к нам учиться из районов Новосибирской области, поступают на общих условиях, а потом могут вернуться на малую родину и проходить обучение на базе местной ЦРБ, где их преподавателями становятся врачи и медсестры, прошедшие конкурсный отбор. Конечно, сдавать экзамены и зачеты, посещать семинары и мастер-классы ребята должны в колледже. При этом они пользуются нашей библиотекой и другими учебными ресурсами, получают стипендию, а по окончании обучения - диплом установленного образца. А уже после первого года учебы, при успешном освоении образовательной программы и сдачи экзамена, они могут получить удостоверение рабочего (служащего) в должности младшей медицинской сестры или санитара. И они могут официально трудоустроиться в той же ЦРБ, продолжая при этом параллельно учиться.
Как показал опыт, такая подготовка нисколько не хуже, чем обучение непосредственно в колледже, а в практической части даже превосходит ее. Ребята и их родители существенно экономят на про-езде, аренде жилья, питании и так далее. А больницы таким образом решают кадровую проблему. Сетевое образование будет развиваться - сейчас у колледжа налажены договорные отношения с девятью медицинскими организациями области, а в этом году список пополнится еще тремя ЦРБ. И если сейчас за пределами колледжа у нас обучается 186 человек, то будет более двухсот.
Все более востребованной становится целевая подготовка. Раньше она распространялась только на вузы, но с конца прошлого года такое право получило и среднее профессиональное образование. Мы устраиваем дни открытых дверей, приглашаем потенциальных работодателей, и ребята, ознакомившись с их предложениями, могут оформить целевое обучение. Если студент учится на коммерческой основе, то работодатель берет на себя оплату учебы, а студент по окончании колледжа должен отработать у него минимум три года. Ничего кабального в таком договоре нет - если студент передумал, ему нужно всего лишь вернуть работодателю деньги, потраченные на его обучение. Если же целевик, как и договаривались, приходит работать, например, в ЦРБ, но не хочет там закрепляться, то три года - это очень хороший стаж, который пригодится при новом трудоустройстве.
Конечно, важную роль играет программа "Земский фельдшер". Участник, который соглашается работать в сельском фельдшерско-акушерском пункте, получает 500-750 тысяч рублей подъемных, жилье. Сейчас строят очень хорошие модульные ФАПы - там созданы все условия для работы. Поэтому наши ребята охотно едут в село. Главы местных администраций тоже заинтересованы в привлечении медицинских кадров. Мы поддерживаем отношения с нашими выпускниками, которые работают в районах, и я еще не слышал отрицательных отзывов об этой программе.
В разгар пандемии очень помогло волонтерское движение. Наша организация "Добрая воля" открыла на базе одного из корпусов медколледжа кол-центр "122" на 25 операторских мест. Ребята работали в две смены, совмещая работу с учебой. Во время работы им было организовано бесплатное питание, а учебный процесс изменили соответственно условиям работы. Это было еще и полезно с точки зрения образования - студенты учились принимать самостоятельные решения, направляя абонента к конкретному врачу. Мы ввели наставничество - ребята, проявившие качества тим-лидеров, брали под опеку по пять-десять человек и сами их обучали.
Таким образом, в рамках практики более 200 наших студентов выходили на усиление первичного звена здравоохранения и хорошо себя зарекомендовали - их даже не хотели отпускать, когда волна пандемии спала. Одними из первых наши волонтеры стали дежурить в аэропорту Толмачево вместе с преподавателями колледжа. Проводили там сутки напролет. Всего в наших добровольческих акциях участвовало около 400 человек, и примерно 90 из них - это наш "золотой корпус". Они многое умеют, и это очень важно, ведь волонтерство в медицине подразумевает наличие определенной квалификации и способность правильно применять свои знания. И эти 90 человек я теперь могу направить куда угодно - хоть в паллиативный центр, хоть в реанимационное отделение клинической больницы.
Мы обучили порядка 100 бойцов студотрядов - как собственно медицинских, так и санинструкторов для отрядов других профилей. Ребята получают квалификацию рабочего (служащего) и могут совершенно официально работать по специальности.
Еще одно направление - медицинские классы. У нас открыто семнадцать классов в тринадцати школах. Их задача - дать школьникам реальное представление о работе медиков. И то, что далеко не все учащиеся таких классов потом поступают в вуз или медколледж, - как раз самый главный результат, который помогает отсеивать случайных или неготовых к нашей профессии людей.
В общем, механизмов для решения проблемы кадрового дефицита в здравоохранении достаточно. Хотя я убежден, что главнее - не количество специалистов, а в качество их подготовки. Ведь если медработник ошибся и ввел не тот лекарственный препарат, то это может стоить пациенту жизни.