Как сократить дефицит медицинских кадров в Сибири

Дефицит медицинских кадров в нашей стране, наверное, был всегда. По крайней мере, тридцать лет назад, когда я пришел в здравоохранение, он уже существовал и все эти годы не исчезал. Другое дело, что он не был заметен так, как сейчас, когда пандемия коронавируса высветила данную проблему. Мало того, что нагрузка на медперсонал неимоверно выросла, так еще и отрасль понесла кадровые потери - многие сотрудники сами болели, в том числе с летальным исходом, кто-то просто не выдержал колоссального напряжения и подал заявление об увольнении. Быстро найти замену этим людям не получится. К тому же сейчас в рамках модернизации системы здравоохранения открывают новые больницы, поликлиники и ФАПы, и им тоже нужны кадры.

Чтобы удовлетворять растущий спрос, мы планомерно увеличиваем выпуск. Сейчас в Новосибирском медколледже учебный процесс идет уже в три смены. Каждый год выпускаем порядка 1400 специалистов, и до восьмидесяти процентов из них трудоустраиваются в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Это очень высокий показатель. Другой вопрос, сколько из них там задерживается.

Также с целью снижения кадрового напряжения мы развиваем сетевое обучение. Заключаем договоры с центральными районными больницами, и они становятся участниками наших образовательных программ. Ребята, которые приезжают к нам учиться из районов Новосибирской области, поступают на общих условиях, а потом могут вернуться на малую родину и проходить обучение на базе местной ЦРБ, где их преподавателями становятся врачи и медсестры, прошедшие конкурсный отбор. Конечно, сдавать экзамены и зачеты, посещать семинары и мастер-классы ребята должны в колледже. При этом они пользуются нашей библиотекой и другими учебными ресурсами, получают стипендию, а по окончании обучения - диплом установленного образца. А уже после первого года учебы, при успешном освоении образовательной программы и сдачи экзамена, они могут получить удостоверение рабочего (служащего) в должности младшей медицинской сестры или санитара. И они могут официально трудоустроиться в той же ЦРБ, продолжая при этом параллельно учиться.

Как показал опыт, такая подготовка нисколько не хуже, чем обучение непосредственно в колледже, а в практической части даже превосходит ее. Ребята и их родители существенно экономят на про-езде, аренде жилья, питании и так далее. А больницы таким образом решают кадровую проблему. Сетевое образование будет развиваться - сейчас у колледжа налажены договорные отношения с девятью медицинскими организациями области, а в этом году список пополнится еще тремя ЦРБ. И если сейчас за пределами колледжа у нас обучается 186 человек, то будет более двухсот.

Все более востребованной становится целевая подготовка. Раньше она распространялась только на вузы, но с конца прошлого года такое право получило и среднее профессиональное образование. Мы устраиваем дни открытых дверей, приглашаем потенциальных работодателей, и ребята, ознакомившись с их предложениями, могут оформить целевое обучение. Если студент учится на коммерческой основе, то работодатель берет на себя оплату учебы, а студент по окончании колледжа должен отработать у него минимум три года. Ничего кабального в таком договоре нет - если студент передумал, ему нужно всего лишь вернуть работодателю деньги, потраченные на его обучение. Если же целевик, как и договаривались, приходит работать, например, в ЦРБ, но не хочет там закрепляться, то три года - это очень хороший стаж, который пригодится при новом трудоустройстве.

Конечно, важную роль играет программа "Земский фельдшер". Участник, который соглашается работать в сельском фельдшерско-акушерском пункте, получает 500-750 тысяч рублей подъемных, жилье. Сейчас строят очень хорошие модульные ФАПы - там созданы все условия для работы. Поэтому наши ребята охотно едут в село. Главы местных администраций тоже заинтересованы в привлечении медицинских кадров. Мы поддерживаем отношения с нашими выпускниками, которые работают в районах, и я еще не слышал отрицательных отзывов об этой программе.

В разгар пандемии очень помогло волонтерское движение. Наша организация "Добрая воля" открыла на базе одного из корпусов медколледжа кол-центр "122" на 25 операторских мест. Ребята работали в две смены, совмещая работу с учебой. Во время работы им было организовано бесплатное питание, а учебный процесс изменили соответственно условиям работы. Это было еще и полезно с точки зрения образования - студенты учились принимать самостоятельные решения, направляя абонента к конкретному врачу. Мы ввели наставничество - ребята, проявившие качества тим-лидеров, брали под опеку по пять-десять человек и сами их обучали.

Таким образом, в рамках практики более 200 наших студентов выходили на усиление первичного звена здравоохранения и хорошо себя зарекомендовали - их даже не хотели отпускать, когда волна пандемии спала. Одними из первых наши волонтеры стали дежурить в аэропорту Толмачево вместе с преподавателями колледжа. Проводили там сутки напролет. Всего в наших добровольческих акциях участвовало около 400 человек, и примерно 90 из них - это наш "золотой корпус". Они многое умеют, и это очень важно, ведь волонтерство в медицине подразумевает наличие определенной квалификации и способность правильно применять свои знания. И эти 90 человек я теперь могу направить куда угодно - хоть в паллиативный центр, хоть в реанимационное отделение клинической больницы.

Мы обучили порядка 100 бойцов студотрядов - как собственно медицинских, так и санинструкторов для отрядов других профилей. Ребята получают квалификацию рабочего (служащего) и могут совершенно официально работать по специальности.

Еще одно направление - медицинские классы. У нас открыто семнадцать классов в тринадцати школах. Их задача - дать школьникам реальное представление о работе медиков. И то, что далеко не все учащиеся таких классов потом поступают в вуз или медколледж, - как раз самый главный результат, который помогает отсеивать случайных или неготовых к нашей профессии людей.

В общем, механизмов для решения проблемы кадрового дефицита в здравоохранении достаточно. Хотя я убежден, что главнее - не количество специалистов, а в качество их подготовки. Ведь если медработник ошибся и ввел не тот лекарственный препарат, то это может стоить пациенту жизни.