16.06.2022 18:10
    Поделиться

    Как инновационным продуктам питания пробиться на прилавки

    Ученые факультета пищевой инженерии и биотехнологий Северо-Кавказского федерального университета разработали рецепт инновационного мороженого, в который, помимо привычных ингредиентов, вошли и экзотические, например чайот, более известный как мексиканский огурец.

    - Плоды чайота содержат много витамина С, а сок мексиканского огурца богат минеральными и биологически активными веществами, он улучшает память, укрепляет сердечно-сосудистую систему, помогает сохранить здоровье зубов и десен, а также препятствует атеросклерозу и обладает приятным освежающим вкусом, - рассказала аспирантка факультета пищевой инженерии и биотехнологий СКФУ Тамара Бахолдина.

    Кроме того, в состав нового мороженого вошли обезжиренное молоко и сыворотка для диетического питания с улучшенными вкусовыми свойствами, они обогащены натуральными добавками, которые также разработаны учеными СКФУ. Кстати, все ингредиенты полезного лакомства произведены в России, в том числе мексиканский огурец, который выращивают в Предгорном районе Ставрополья. Как сообщили в вузе, инновационное мороженое совсем скоро можно будет попробовать в одном из заведений общепита краевой столицы - рецептом ученых заинтересовалось бизнес-сообщество.

    В "портфеле" вуза сейчас много разработок интересных и оздоравливающих продуктов питания. Например, студенты придумали рецепт макаронных изделий, в который входят живые бактерии. Необычная лапша обеспечит организм витаминами, аминокислотами и белками не хуже, чем многие аптечные препараты и пищевые добавки. В нее новаторы добавили спирулину - сине-зеленые водоросли, которые относят к живым цианобактериям. Новинкой заинтересовалось одно из ставропольских предприятий, занимающееся производством макаронных изделий.

    Кроме того, ученые СКФУ разработали форму цинка, которая усваивается лучше аналогов, содержащихся в аптечных препаратах и БАДах. Этим соединением предлагается обогащать цельное и пастеризованное молоко. Цинк обеспечивает нормальное функционирование мозга, обладает выраженными антиоксидантными свойствами и способствует заживлению ран.

    Также наноинженеры вуза создали специальную пищевую добавку в сыровяленые полусухие колбаски.

    - Она помогает справиться с дефицитом витамина В2, железа и цинка, который наблюдается у многих россиян, - сообщил магистр кафедры пищевых технологий и инжиниринга СКФУ Алексей Голик. - В добавке есть кальций, медь, кобальт, марганец, бор и незаменимая аминокислота - лизин. Причем все компоненты подобраны так, что они дополняют друг друга и легко усваиваются организмом.

    А во Владикавказском торгово-экономическом техникуме (ВТЭТ) разработали рецептуру хлеба из полбы. Он улучшает работу пищеварительной системы, снижает уровень вредного холестерина, способствует укреплению иммунитета и нервной системы. Содержащиеся в полбе микроэлементы контролируют высвобождение инсулина и глюкозы в организме, уменьшая перепады сахара в крови.

    - Хлеб из полбяной муки особенно полезен тем, кто страдает диабетом, ведь в нем нет сахара. К тому же в регионе наблюдается большой недостаток йода в воде. А в нашем хлебе йод частично сохраняется, если соблюсти определенные температурные условия при выпечке, - рассказала корреспонденту "РГ" преподаватель химии ВТЭТ Таира Гаглоева.

    Однако есть ли у таких новинок шанс пробиться на массовый рынок? По мнению директора краудфандинговой платформы Boomstarter.ru Марии Балмфорт, безусловно, есть, но преимущества данных продуктов нужно обязательно использовать в маркетинге. То, что они разработаны учеными, является для них большим плюсом, ведь это дает уверенность, что ингредиенты подобраны не абы как и полезные свойства продукта - не пустые обещания.

    Как отмечает эксперт, продукты, насыщенные полезными для здоровья компонентами, уже хорошо известны российскому потребителю, в популярной диетологии их принято называть "суперфудами". Один из примеров - мед с ягодами от Гузели Санжаповой из Свердловской области. Она решила помочь отцу сохранить семейную пасеку в деревне, расположенной в 200 километрах от Екатеринбурга. Гузель начала краудфандинговую кампанию, и через пять лет оборот ее предприятия превысил 16 миллионов рублей.

    - Однако важно не переигрывать и быть честным с покупателем, - пояснила корреспонденту "РГ" Мария Балмфорт. - Нельзя обещать клиентам, что продукты помогут решить их медицинские проблемы и справиться с конкретными заболеваниями. Для этого есть лекарства, эффективность которых научно доказана. Нельзя давать людям ложные надежды. А вот рассказывать о вкусе и возможной пользе для здоровья благодаря ценному составу - можно и нужно. Также стоит иметь обратную связь с потребителем и корректировать позиционирование, цену, места продажи. Важен и социальный компонент. Гузель Санжапова, начав производство меда с ягодами в уральской деревне, таким образом дала людям рабочие места.

    Директор по исследованиям агентства маркетинговых исследований "Точка роста" Роман Шалимов также считает, что пробиться на рынок у таких продуктов шансы есть. Однако производителям нужно понимать, что большинство пищевых инноваций способно занять в лучшем случае от двух до пяти процентов ниши. А чтобы "взорвать" рынок, необходима широкая медийная кампания.

    Поэтому чаще всего такие продукты (сахарозаменяющие, диетические, веганские и так далее) - прерогатива мелких производителей с узкими каналами сбыта: через интернет, ЗОЖ-сети, вегетарианские кафе или магазины здорового питания. Крупные ритейлеры ими не заинтересуются, так как мини-предприятия не могут предоставить нужное количество товара, соответствующего требованиям сетей.

    - Волна хайпа поднимается и спадает, а компании, чтобы жить десятилетиями, надо иметь товары не с сиюминутными, а долгосрочными перспективами, - сказал корреспонденту "РГ" Роман Шалимов. - Малые производители не имеют отделов трейд-маркетинга, у них нет ресурсов для проведения промопрограмм, регулярного потребительского тестирования, без которых переход в "высшую лигу" невозможен. При этом у руководителей таких компаний часто много иллюзий по поводу качества и потребительских свойств их продуктов, они считают их самыми лучшими, в то время как крупные производители относятся к своей продукции нейтрально, постоянно работают над выявлением недостатков, а также системно улучшают рецептуры.

    Эксперт добавил, что у крупных компаний ниже себестоимость производства, они более технологичные, им доступно кредитование, у них выстроены структуры маркетинга и менеджмента качества. Поэтому если завтра на рынке появится очередной продукт от мелкого производителя, популярность которого вырастет благодаря хайпу, например супы из нута с растительным белком в мобильной упаковке, и его начнут массово покупать, то эту нишу сразу же захватят крупные предприятия, которые быстро потеснят малых производителей. Так было с котлетами на основе растительного белка, которые немалое количество времени скромно лежали в уголках полок, пока не пришел крупный производитель, который захватил эту нишу и продвинул товар на рынке.

    Поделиться