Поделиться

    Ставропольский общепит начал борьбу за рынок после ухода конкурентов

    Пять ресторанов быстрого питания "Макдоналдс" на Ставрополье откроются вновь, но уже под новым названием, заявил губернатор Владимир Владимиров. Пока крупнейшая в мире сеть фастфуда находилась в простое, одни ставропольские заведения общепита адаптировались к новой реальности, другие же вступили в борьбу за рынок.
    Ситуация в общепите в последнее время перевернулась, чем пытаются воспользоваться региональные предприниматели.
    Ситуация в общепите в последнее время перевернулась, чем пытаются воспользоваться региональные предприниматели. / Сергей Мальгавко/ТАСС

    Напомним, первые рестораны "Вкусно - и точка" на месте "Макдоналдса" были открыты в минувшие выходные в Москве и Московской области. Меню и цены на данный момент максимально приближены к тем, что были ранее. Между тем владелец сети Александр Говор рассказал, что меню планируют расширить. Причем постараются учесть региональную специфику: например, на Кавказе блюда обещают сделать острее. Также, возможно, появятся блюда русской кухни.

    Четыре "Макдоналдса" в Ставрополе и один в Пятигорске приостановили работу в середине марта. Долгое время никаких заявлений по поводу их судьбы не было, пока не стало известно, что вся сеть в России продана новому владельцу. Неизвестно, когда именно в крае откроют старые рестораны под новым соусом, но узнаваемые вывески с желтыми арками рабочие уже снимают.

    - Предприятие должно развиваться дальше в интересах российских потребителей. Как любят повторять за океаном, ничего личного, просто бизнес, - заявил по этому поводу Владимир Владимиров.

    А пока традиционная "котлета гриль, что на булочке с кунжутом" недоступна местным покупателям, ставропольские предприниматели решили предложить альтернативу. Например, в Ставрополе в начале месяца открылась точка быстрого питания "Квик Чик". Примечательно, что бренд этот для города не новый. Сеть из нескольких заведений с таким названием существовала и раньше, но умерла на заре "эпохи гигантов", когда в регион пришли международные компании-конкуренты - KFC и "Макдоналдс".

    - Однако за десять лет люди поняли, что ничего сверхъестественного в их продукции нет. А сейчас они хотят есть натуральную свежеприготовленную пищу, - говорит руководитель проекта Андрей Репин.

    Он считает, что локальность бренда позволяет проявлять большую гибкость:

    - Мы можем сделать меню на неделю, готовить специфические и интересные блюда, что сложно большим сетям, которым для этого нужно пройти через множество согласований. Локальное - не значит плохое.

    Пока в Ставрополе заработала только одна точка "Квик Чика", но, по словам руководителя, есть планы расти, сначала расширив сеть в крае, а потом, возможно, выйдя в другие регионы с помощью той же франшизы. Но для этого необходимо вывести технологические процессы на совсем иной уровень, сейчас же, по словам Репина, главной "фишкой" нового бренда является максимально возможная привязка к региональным поставщикам: все продукты - от местных производителей, соус - крафтовый. Даже напитки местные: лимонады из Ипатово, пиво - ставропольское.

    Кстати, раньше региональные заводы не выпускали сиропы для автоматов пост-микс, которые обычно используют крупные сети фастфудов. Репин уверен, что в новых обстоятельствах ситуация может измениться. Отвечая на вопрос о том, почему решено реанимировать сеть именно сейчас, он заявил, что кризис - не повод опускать руки, сложные времена должны подталкивать к действиям. По его мнению, у общепита есть одно преимущество по сравнению с другими отраслями: люди всегда будут хотеть есть.

    С последним согласен руководитель предприятия "Хлеб Хмельницкого" Леонид Глущенко-Хмельницкий. Он отметил, что в трудные времена люди часто хотят побаловать себя чем-то вкусненьким. И здесь, считает предприниматель, важно, чтобы потребители получили удовольствие от качества продукции и сервиса и не пожалели о потраченных деньгах, которых у них не становится больше во время кризиса.

    При этом самим заведениям сейчас сложно поддерживать прежний уровень, не взвинчивания цены: цепочки поставок многих ингредиентов разорваны или удлинены. В результате какие-то позиции подорожали на 40 процентов, а какие-то - вдвое. Есть сложности и с техникой: предприятие использует высококлассное европейское оборудование, которому нужны запчасти. Пока помогает своевременное обслуживание, но что будет дальше -непонятно.

    В целом, добавил Глущенко-Хмельницкий, сейчас лучше чувствуют себя крупные игроки рынка общественного питания.

    - Выживают и ощущают большую уверенность системные компании, которые четко выстраивают любые бизнес-процессы. Они меньше подвержены хаотическим колебаниям, чем, например, стартапы или мелкие предприниматели, владеющие одной точкой, - пояснил бизнесмен.

    При этом он отметил, что и у крупного бизнеса есть свои сложности. Например, такие компании не могут позволить себе платить персоналу зарплату в конвертах. Так что, чем масштабнее сеть, тем больше штат, а значит, тяжелее налоговая нагрузка.

    - Мы очень надеемся, что налоговое бремя будет облегчаться. Другого выхода, как мне кажется, нет. Достаточно высокие кредитные ставки - это тоже проблема для бизнеса, так что мы надеемся, что они также упадут. Бизнесу нужны дешевые деньги, - заявил Глущенко-Хмельницкий.

    Ставропольский бизнес-омбудсмен Кирилл Кузьмин отмечает, что налоги для предпринимателей, в том числе работающих в сфере общепита, в последнее время не изменились, но конъюнктура действительно стала другой: бизнесмены ищут способы заменить исчезнувшую продукцию, что влияет на себестоимость и маржинальность производства. Но при этом взвинчивать цены никто не торопится, чтобы не терять клиентов, многие из которых сегодня не готовы платить больше.

    - Цены нельзя поднимать, потому что потребительский спрос не на пике. Предприниматель - человек, который берет определенное количество ресурсов и из сферы низкой эффективности перемещает их в сферу высокой эффективности. А эффективность, прежде всего, измеряется прибылью. Никто не может работать себе в убыток или даже в ноль, - говорит Кузьмин.

    Он добавил, что пока серьезного падения спроса в сфере общественного питания в Ставропольском крае не наблюдается.

    - Услугами общепита пользуются далеко не все жители края, часть населения просто не может себе этого позволить. Сейчас идут инфляционные процессы, и потребителям приходится экономить, - говорит Кузьмин. - Но те, кто ходил в заведения общепита, экономят пока не на этом. Небольшое падение продаж, конечно, есть, но я бы не сказал, что это какая-то тенденция. Вопрос в том, сколько мы будем находиться в нынешней экономической ситуации. Прогнозы сейчас давать сложно.

    Между тем

    "Макдоналдс" - не единственное предприятие на Ставрополье, которое под новым названием продолжит работу после смены владельцев. По данным региональных властей, так же поступят руководители нескольких промышленных производств. Например, в Невинномысске завод сэндвич-панелей "Кингспан" продолжит выпуск продукции, несмотря на уход из России ирландских владельцев: они передали бизнес российскому менеджменту. Руководство Ставрополья ожидает, что по такой же схеме будет работать и завод компании "Хенкель", который функционирует на территории края.

    Поделиться