Почему Болонская система образования не подходит для российских студентов

В России широко обсуждается вопрос возможного отказа от Болонской системы высшего образования. Какой будет новая схема вузовской подготовки - пока непонятно. Ясно одно: полный возврат к советской модели образования невозможен, а переход к новой схеме должен быть поэтапным и займет годы. Однако, как заявил Валерий Фальков, министр науки и высшего образования, "речь не идет о том, что мы в одночасье вдруг отменим все и вернемся только к специалитету. Будут и бакалавриат, и магистратура". В ведущих петербургских вузах считают, что специалитет более предпочтителен, чем двухуровневая подготовка.

Напомним: Болонская система высшего образования подразумевает двухступенчатость: бакалавриат и магистратура (четыре и два года соответственно). При этом степень бакалавра автоматически означает получение высшего образования. Россия присоединилась к Болонской системе (в нее входит порядка пятидесяти государств) в 2003 году, однако в реальности она вводилась постепенно - с 2007 по 2011 год, причем в ряде вузов на некоторых направлениях удалось сохранить традиционную для страны схему - специалитет. Именно к специалитету, то есть одноступенчатому образованию на протяжении пяти-шести лет (срок зависит от специальности), но выстроенному в новом формате, с учетом реалий времени, и возможен возврат.

По мнению Андрея Шевчика, ректора СПбГТИ (ТУ), Болонская система неудобна с точки зрения механизмов реализации. Из-за разницы образовательных программ ни Технологическому институту, ни его партнерам в странах Европы не удалось взаимозачесть пройденные студентами дисциплины.

- Фактически студенту приходилось учиться последовательно сначала там, потом здесь, или, наоборот, используя право на академический отпуск, - подчеркнул Шевчик.

Кроме того, Болонская система оказалась неудобной для полноценной подготовки инженеров, в частности, инженеров-химиков-технологов, так как за время бакалавриата подготовить инженера-химика-технолога непросто, а мест в магистратуру Техноложке выделялось всего лишь четверть от выпуска бакалавров.

- Жизнь уже показала, что подготовить высококлассного инженера-конструктора, переводчика, психолога, преподавателя за четыре года практически невозможно. При назначении на определенные должности в госкомпаниях обычно требуется высшее образование либо на уровне магистра, либо специалиста. Но не бакалавра! В нашем вузе, в силу его оборонной специфики, подготовка по программам именно специалитета никогда не прекращалась, и это преимущество, - отметил Борис Ивченко, завкафедрой "Экономика, организация и управление производством" БГТУ "Военмех" имени Д. Ф. Устинова.

Андрей Рудской, ректор СПбПУ, считает Болонскую системой образовательного процесса, ориентированной на западные ценности. Тогда как система советского высшего образования была построена на нашей психологии и системе взаимодействия между преподавателями и учащимися.

- Я сторонник специалитета для инженеров. Еще допустимо представить, что может быть бакалавр истории, бакалавр философии, даже бакалавр математики. Но вот кто такой бакалавр машиностроения или металлургии - до сих пор не могу понять. Мне кажется, даже само звучание режет слух, - сказал Рудской. Он также отмечает, что если бакалавр захочет поменять специальность и в магистратуру пойти уже по вновь выбранной, то в итоге за два года он ее не сможет освоить.

При этом Болонская система имеет и плюсы, которых никто и не отрицает.

- Все чаще студенты стремятся закончить учебу побыстрее, чтобы пойти работать или начать свой бизнес без оглядки на учебный процесс. Как правило, такое желание есть у ребят, поступающих на гуманитарные, экономические и управленческие специальности. Поэтому сохранить для них двухуровневую систему образования - целесообразно. При этом у студентов, желающих углубить знания, останется возможность пойти в магистратуру, - отметил Ивченко.

Также Болонская система удобна студентам, которые хотят продолжить образование за рубежом, а также для тех, кто стал бакалавром, но еще не успел поступить в магистратуру.

Поэтому в одночасье менять систему вузовского образования неправильно, нужен взвешенный и системный подход, ориентированный прежде всего на национальные интересы, соглашаются эксперты.

Мнение

Алексей Демидов, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

- Сейчас в стране законодательно определено три вида высшего образования: специалитет (пять и пять с половиной лет), бакалавриат, магистратура. Что касается технических, медицинских специальностей - приоритет за специалитетом.

Так что разумным будет симбиоз двухуровневой системы и национальной, то есть специалитета. Двухуровневая, кстати, дает определенную мобильность для учащихся и привлекает иностранных студентов. А Россия, по данным 2021 года, наравне с Китаем, США, Великобританией, Австралией входит в пятерку стран с наибольшим числом иностранных студентов.

Абитуриентам этого года точно можно не беспокоиться: будет и специалитет, и бакалавриат, и магистратура.