Поделиться

Почему каждому лесному участку нужно создать "климатический сценарий"

Более активное лесовосстановление способствует пополнению не только зеленых запасов России, но и кислородных: значит, интенсивная модель ведения лесного хозяйства может рассматриваться как климатический проект - эту идею ученые и экологи озвучили в Архангельске на конференции, посвященной экологическим аспектам химико-лесного комплекса России (инициатором ее проведения выступил Архангельский ЦБК).

Как известно, тайге необходим углерод: растущее дерево поглощает его из воздуха в виде углекислого газа, "возвращая" нам кислород. Следовательно, чем активнее проходят процессы лесовосстановления, тем чище воздух. А интенсивная модель ведения лесного хозяйства, которая сейчас вводится на шести пилотных территориях страны, позволяет увеличить депонирование углерода в 2-2,5 раза: это данные последних исследований, проведенных петербургским НИИ лесного хозяйства.

Необходимо также учитывать, что активнее всего очищает воздух молодая тайга, причем, по информации научного сотрудника Северного НИИ лесного хозяйства Алексея Ильинцева, северные леса становятся поглотителями углерода из экосистемы уже через пять-двадцать лет: именно поэтому особенно важно проводить рубки ухода на территориях, где растет "молодняк".

Кстати, рубки ухода, удаляющие из леса "нежелательные деревья" и открывающие дорогу для наиболее ценных пород, - главная особенность интенсивной модели лесного хозяйства (в отличие от традиционной, экстенсивной, когда лес рубят "по нормативам"). Ученые также подчеркивают: с интенсивными заготовками леса новая модель не имеет ничего общего.

- Здесь мы ничего сплошными рубками не проходим, начинаем лучше выращивать, лучше ухаживать за лесом, получая дополнительный объем древесины и более качественные насаждения. Причем не только с точки зрения древесины, но и более биологически устойчивые, более пожароустойчивые: ведь в ухоженных лесах риск возникновения пожаров уменьшается, - рассказал на климатической сессии конференции заместитель директора петербургского НИИ лесного хозяйства Александр Степченко.

Он также отметил, что в новых лесах нет "естественного отпада древесины" - она изымается еще в процессе выращивания:

- При интенсивной модели мы не даем древесине естественным образом разлагаться, вовремя забираем ее из леса, а это является сырьем, в первую очередь, для целлюлозно-бумажной промышленности, - сказал эксперт. - Кроме того, меньше вероятность гибели лесных насаждений от ветровалов и вредителей.

Специалисты НИИ провели расчеты на примере одной из компаний, которая перешла на интенсивную модель лесопользования: оказалось, что дополнительный объем древесины на один гектар вырос примерно в два раза, а это и дополнительное поглощение углерода:

- Депонирование углерода - самый ценный "климатический" бонус, который можно получить к политике компаний, стремящихся к нулевому балансу - нулевым отходам. В дальнейшем при использовании интенсивной модели ведения лесного хозяйства качество древесины еще более растет, так как "выход" низкосортной древесины при правильном уходе за лесами также уменьшается.

На большой встрече экологов заявили: если на пилотных территориях России все компании перейдут на интенсивную модель ведения хозяйства, можно будет получать порядка пяти миллионов кубометров дополнительного объема ликвидной древесины в год.

- Это эквивалентно двум миллионам тонн углерода в год, - подчеркнул Александр Степченко.

Причем уже сегодня для каждого конкретного лесного участка можно создать предварительные расчеты и провести предварительное прогнозирование "климатических сценариев", а правовой статус таких климатических проектов, как сообщили на конференции, планируется отрегулировать в ближайший год.

Экологи уверены: другими мероприятиями добиться такого климатического эффекта практически невозможно. Правда, существует еще один "сценарий будущего".

- Если в Минсельхозе РФ разрешат лесоразведение или создание углеродных плантаций на землях сельхозназначения, которые сейчас не востребованы. Здесь потенциал будет еще больше, - считают в НИИ лесного хозяйства Петербурга.

Тем временем в Архангельской области на интенсивную модель планируется перевести лесопромышленные компании, работающие на территориях 14 лесничеств: в план ближайших двух лет здесь включены сбор и обработка полевых данных, обсуждение новых лесохозяйственных нормативов и внесение изменений в правила лесовосстановления.

Прямая речь

Игорь Мураев, министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области:

- На юге Архангельской области на интенсивную модель лесопользования перешли уже несколько лет назад. Первые результаты такого перехода мы видим сейчас, и нам понятны перспективы введения интенсивного хозяйства в лесничествах Северотаежной зоны. Интенсивный метод предполагает планомерное восстановление участков, проведение рубок ухода и формирование требуемой структуры лесного фонда.

(Комментарий подготовлен партнером "РГ" - UlusMedia)

Трофим Максимов, научный руководитель региональной системы по мониторингу парниковых газов SakhaFluxNet на северо-востоке России:

- В Республике Саха (Якутия) в последние годы в связи с потеплением климата увеличивается пожароопасный сезон. Лесные пожары стали расширяться и охватывать более северные территории нашего региона.

Наш якутский лес сухой, спелый и перестойный (47 процента), часто подвержен набегам вредных насекомых, ну и самое главное - активируются процессы естественного лесовосстановления, которые нам не изменить. Лесные пожары выполняют как отрицательную, так и положительную роль в биосфере. Возможно, нужны новые регламентирующие правила и надо пересмотреть Лесной кодекс по вопросам управления леса, которые связаны с хозяйственной деятельностью человека. Это очень важно для нас, ученых, в преддверии верификации и валидации бюджета углерода между странами в период декарбонизации стран (снижения выбросов парниковых газов) - купли-продажи квот углерода между странами. Лесные экосистемы Якутии являются большими стоками углерода, где в зависимости от погодных условий вегетационного периода растений может аккумулироваться до 400 миллионов тонн углерода в год или четвертая часть бюджета углерода всей России. Ежегодный сток углерода лиственничных лесов в южных и центральных районах Якутии составляют 2,5 и 2 тонн углерода с одного гектара в год соответственно, тогда как в тундре 0,7 и лесотундре 0,4 тонны. Следовательно, большая поглощающая способность наших российских лесов должна учитываться.

На основании многолетних международных исследований по бюджету углерода в пяти репрезентативных биомах России нами установлено, что именно хвойные и лиственные леса России являются сильными поглотителями парниковых газов (углекислого газа и метана) и на их долю приходится 95 процентов. В дальневосточных лиственничных лесах Cибири ежегодно аккумулируется от 0,4 до 1,0 миллиарда тонн углерода, что сопоставимо с данными по европейским и тропическим лесам.

Новые лесопосадки в РФ, оцененные в 80-100 миллионов гектаров, и изменения в возрастной структуре леса вследствие прямых антропогенных влияний в других 200 миллионов гектаров могут в дальнейшем существенно увеличить поглотительную емкость леса.

По нашему мнению, для увеличения поглотительной способности экосистем России необходимо пересмотреть правила по землепользованию в криолитозоне, разработать новые сельскохозяйственные, лесотехнические и лесовосстановительные технологии, применимые для зоны многолетней мерзлоты.

А также при организации углеродных ферм в России необходимо рассмотреть вопрос о возможности создания новых видов диких и/или сельскохозяйственных растений с высокой фотосинтетической продуктивностью и оптимальными морфофизиологическими типами продукционного процесса на базе общепризнанных научных теорий члена-корреспондента АН СССР А.А. Ничипоровича и академика АН СССР А.Т. Мокроносова по физиологии растений.

(Комментарий подготовлен партнером "РГ" - AmurMedia.ru)

Михаил Ягунов, начальник управления государственного лесного реестра и государственной экспертизы:

- В Хабаровском крае интенсивно ничего не растет. Растет все очень сложно и медленно. Когда на федеральном уровне этот проект начинали, выбирали активно территории, где это в принципе возможно. Но за Уралом подходящих природно-климатических условий не так много. Эта модель не совсем подходит, если называть все лесное хозяйство интенсивным. Если в целом картину представлять... Но если более детально или конкретно смотреть, какие-то элементы интенсификации у нас, конечно же, используются. Например, выращивание в теплицах посадочного материала, который будет посажен в лесах. Раньше это делалось в питомниках под открытым небом, соответственно качество стало выше. Это один из элементов, то есть называть это интенсификацией всего лесного хозяйства, наверное, нельзя, но на какие-то процессы мы все-таки влияем. Мы все лесное хозяйство интенсифицировать не сможем, потому что у нас условия климатические не позволят. Мы не сможем рубить чаще, потому что у нас лес растет медленно.

(Комментарий подготовлен партнером "РГ" - IrkutskMedia.ru)

Владимир Читоркин, министр лесного комплекса Иркутской области:

- На территории Иркутской области с 2019 года осуществляется внедрение пилотного проекта интенсивного использования и воспроизводства лесов по Среднеангарскому району. К территории Среднеангарского района, где возможно внедрение интенсивное лесопользование, относится 8 лесничеств Иркутской области: Братское, Падунское, Чунское, Нижнеилимское, Балаганское, Илимское, Северное, Усть-Удинское.

На данный момент на лесных участках, переданных в аренду в Илимском и в Братском лесничествах, проводятся мероприятия по уходу за лесами по пяти договорам аренды лесных участков с применением нормативов рубок, приведенных в приложениях 3-6 к Правилам ухода за лесами, утвержденным приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года № 534, по особенностям ухода за лесами в Среднеангарском таежном лесном районе.

В 2022 году министерством лесного комплекса Иркутской области запланировано внесение изменений в лесохозяйственные регламенты вышеуказанных лесничеств, в соответствии с особенностями проведения лесовосстановления, установленными для Среднеангарского таежного лесного района, Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Минприроды России от 29 декабря 2021 г. № 1024, которые вступают в силу с 1 сентября 2022 года.

Правила лесовосстановления предусматривают, что основные лесные древесные породы, мероприятия по лесовосстановлению определяются арендатором лесного участка и указываются в проекте освоения лесов, проекте лесовосстановления в соответствии со способами лесовосстановления, предусмотренными Правилами и указанными в лесохозяйственном регламенте лесничества. При этом не менее 50% площадей искусственного и комбинированного лесовосстановления выполняется посадкой сеянцев, саженцев с закрытой корневой системой.

В целях соблюдения этого условия при внедрении интенсивного воспроизводства лесов в Братском районе запланировано строительство тепличного комплекса с ежегодной производственной мощностью до 5 миллионов штук сеянцев с закрытой корневой системой.

Отметим, что Приангарье - один из самых лесных регионов России. Иркутская область является одним из лидеров по лесовосстановлению в стране. Десять процентов от всех площадей лесовосстановления приходится на наш регион.