На Петербургском международном экономическом форуме состоялся бизнес-диалог между Россией и Китаем. Представители двух стран обсудили перспективы торгово-экономического сотрудничества и обозначили направления, которые необходимо развивать. В частности, решено создавать международные индустриальные парки и погранпереходы.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество столкнулось с новыми вызовами, но у него есть все возможности для расширения, отмечалось в ходе диалога. Как подчеркнул чрезвычайный и полномочный посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй, отношения двух держав отличаются самым высоким уровнем доверия, сотрудничества и высокой стратегической ценностью. Несмотря на пандемию и глобальный экономический спад, две страны сохранили и продолжили наращивать торговые отношения. В 2021 году торговый оборот между ними достиг исторического рекорда - 140 миллиардов юаней. За первые пять месяцев 2022-го российско-китайская торговля выросла почти на 29 процентов. КНР остается крупнейшим торговым партнером России уже на протяжении 12 лет.
- Сегодня самое главное направление в отношениях с Китаем - это попытка заместить наших ушедших западных партнеров из недружественных государств на партнеров из Китайской Народной Республики и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом, - отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. - Мы можем достаточно быстро восстановить издержки, потери, которые связаны с уходом западных партнеров. И это связано не только и не столько с торговыми отношениями, увеличением товарооборота, но прежде всего речь идет о налаживании производственной кооперации. Мы видим, что китайские крупные партнеры проявляют осторожность в развитии производственного сотрудничества из-за опасения вторичных санкций. Для крупных китайских банков, корпораций быстрая переориентация на российский рынок может быть проблематична. Но все преодолимо.
Еще одна проблема заключается в том, что у многих российских предприятий нет опыта работы с китайским рынком. Сейчас выстраиваются новые цепочки поставок, и в дополнение к 60 тысячам участников двусторонней торговли появилось множество малых и средних предприятий, никогда не работавших с Китаем. Массовый одномоментный выход на этот рынок привел к резким колебаниям цен, которые негативно влияют как на новых, так и на давних экспортеров и импортеров, пояснил торговый представитель РФ в КНР Алексей Дахновский.
Содействовать развитию промышленной и торговой кооперации могли бы международные индустриальные парки, а также изучение китайского рынка российскими предпринимателями. Первым таким парком в Китае стал "Сучжоу", созданный при содействии Сингапура. По данным Алексея Дахновского, успешно работает белорусско-китайский индустриальный парк "Великий Камень".
Что касается изучения рынка восточного соседа, то желающим вести бизнес в Китае рекомендуют взять в штат сотрудника со знанием китайского языка. Это облегчит поиск контрагентов и дальнейшее сотрудничество.
Кроме того, для расширения сотрудничества надо развивать транспортную инфраструктуру и погранпереходы между странами, пришли к выводу участники бизнес-диалога. Сейчас при поддержке Правительства РФ развиваются международные транспортные коридоры, прежде всего Транссиб и БАМ. Создаются и новые пограничные переходы - один из них планируется открыть этим летом на участке Нижнеленинское - Тунцзян. В июле переводится на круглосуточный режим работы погранпереход Махалино.
Развиваются и транспортно-логистические центры - например, совместный проект с портом Ляонинь "Белый Раст", рассчитанный на 750 тысяч TEU в год.