Мурманская область обретает ключевую роль в арктических проектах

Министерство информационной политики Мурманской области

Динамичное освоение российской Арктики, которое значительно ускорилось за последние несколько лет, стало настоящей исторической вехой для Мурманской области, которую справедливо называют "воротами в Арктику". На финишную прямую выходит реализация проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". Ему предстоит стать крупнейшим хабом в российской Арктической зоне, базовым портом для развития Северного морского пути, грузооборот которого к 2030 году должен составить до 80 миллионов тонн в год. Об этом шла речь в ходе панельной дискуссии "Северный морской путь: международный транспортный коридор", которая состоялась в рамках 25-го Петербургского международного экономического форума.

Самый большой порт в Арктике

Напомним, развитие Мурманского порта, который является единственным незамерзающим портом российского Севера, входит в число главных аспектов утвержденной президентом Стратегии развития Арктической зоны РФ. Речь идет о трансформации Мурманского транспортного узла в мультимодальный хаб и строительстве на его территории новых терминалов и перевалочных комплексов, подчеркнул в своем выступлении на панельной дискуссии губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Сегодня порт Мурманск входит в ТОП-5 крупнейших портов России по грузообороту, который составляет 54 миллиона тонн в год. Его основное конкурентное преимущество - прямой и ничем не ограниченный доступ в Мировой океан, а также перевалка широкой номенклатуры грузов и возможность обрабатывать самые крупные суда. Эти факторы имеют исключительное значение для экономического развития и безопасности страны.

Фото: Министерство информационной политики Мурманской области

- Мурманский транспортный узел - флагманский проект для нас, - подчеркнул Андрей Чибис. - И если до сих пор мы говорили преимущественно о развитии восточного берега Кольского залива, где расположены основные перевалочные мощности порта Мурманск, то несколько лет назад мы начали активное освоение западного берега залива. Во-первых, речь идет о Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений в поселке Белокаменка - уникальном высокотехнологическом проекте, не имеющем аналогов не только в России, но и во всем мире. Во-вторых, это строительство порта "Лавна", предназначенного для перевалки угля, которое началось в 2021 году. Предполагается, что порт будет задействован в перевозках по Северному морскому пути, откроет новые рынки экспортных поставок в страны АТР. В 2023 году через него пойдут первые грузы. Уровень готовности железнодорожной ветки Выходной - Лавна, которая свяжет порт с транспортной инфраструктурой страны, составляет 56 процентов по общестроительным и 90 процентов - по земляным работам.

На очереди - другие крупные инвестиционные проекты, которые дадут региону тысячи новых рабочих мест и десятки миллионов налоговых поступлений. В их числе - морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа стоимостью 5,8 миллиардов рублей, "Евроазиатский контейнерный транзит" (41 миллиард рублей), рефрижераторный морской терминал (3,9 миллиарда рублей), комплексная база обеспечения для обслуживания шельфовых проектов (2,3 миллиарда рублей) и проект "Полярный экспресс", подразумевающий строительство трансарктической магистральной подводной линии связи Мурманск - Владивосток" протяженностью 12,5 тысяч километров.

Фото: Министерство информационной политики Мурманской области

Безусловно, все эти проекты подразумевают значительный рост грузопотока через Мурманскую область - а значит, увеличение нагрузки на железнодорожные подходы к порту Мурманск. Чтобы железная дорога могла справиться с ними, госкорпорация РЖД ведет строительство железнодорожной ветки Волховстрой - Выходной протяженностью 1326 километров. В этот проект будет вложено 43,4 миллиарда рублей.

Преференции для северных инвесторов

Безусловно, все эти планы невозможно воплотить в жизнь без существенных преференций и поддержки со стороны государства. Инвесторы, реализующие свои проекты в Мурманской области, имеют возможность пользоваться двумя преференциальными режимами. Первый предусмотрен для резидентов Арктической зоны и подразумевает поддержку проектов от 1 миллиона рублей капитальных вложений. Второй режим - это территория опережающего развития (ТОР) "Столица Арктики", которая является первой и единственной ТОР в Арктической зоне, предусматривающей поддержку проектов от 500 тысяч рублей капвложений.

И это еще не все. Руководитель Росреестра Олег Скуфинский и Андрей Чибис подписали соглашение о взаимодействии, благодаря которому срок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные или реконструированные в рамках реализации инвестиционных проектов на территории региона, сократятся до 1 дня.

Фото: Министерство информационной политики Мурманской области

- Благодаря этому соглашению резиденты ТОР "Столица Арктики" и Арктической зоны РФ в течение 1 рабочего дня смогут зарегистрировать свои имущественные права в Росреестре. На данный момент у нас уже 160 проектов ТОР и АЗ РФ. И мы являемся лидерами по количеству резидентов АЗ РФ. Количество фактически вложенных средств составляет свыше 108 миллиардов рублей. Поэтому для нас крайне важно продолжать системную работу по взаимодействию с инвесторами, чтобы преимуществ вкладывать средства в Мурманскую область становилось больше, а процесс оформления занимал бы все меньше времени.

Северная кладовая

Но экономика Заполярья не исчерпывается транспортировкой грузов и своим логистическим потенциалом. Мурманская область известна как богатейшая кладовая природных ресурсов, многие из которых только предстоит освоить. В ходе ПМЭФ правительство Мурманской области и "Росгеология" заключили соглашение, о сотрудничестве в сфере комплексного геологического изучения недр и производства геологоразведочных работ в Заполярье в рамках Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года.

- Мурманская область обладает богатой минерально-сырьевой базой. Доля региона в общероссийском производстве составляет 100 процентов апатитового и нефелинового концентратов, 95 процентов никеля и 10 процентов железорудного концентрата, - отметил Андрей Чибис. - Именно в наших редкометалльных месторождениях сосредоточено свыше 50 процентов запасов лития. Эффективное и рациональное недропользование имеет большое значение как с экологической точки зрения, так и инвестиционной привлекательности региона. Отдельное значение имеет подготовка необходимых специалистов на базе образовательных учреждений именно Мурманской области.

Согласно подписанному документу, областное правительство будет создавать условия для инвестиций, необходимых для комплексного изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы региона. Еще одна задача властей Заполярья - содействовать геологам при прохождении подготовительных и разрешительных процедур для геологоразведочных работ. В свою очередь, специалисты "Росгеологии" займутся геологоразведкой на территории Заполярья, используя при этом самые современные технологии.

- Мы осознаем исключительное значение освоения природных ресурсов для устойчивого экономического развития Мурманской области, - подчеркнул глава Росгеологии Сергей Горьков. - Регион имеет выгодное географическое положение и серьезный минерально-сырьевой потенциал. Уверен, что наше сотрудничество поможет его раскрыть.

В ходе ПМЭФ были подписаны и другие соглашения, имеющие большое значение для развития Кольского Севера. В частности, это меморандум о взаимодействии с "Норникелем", о строительстве экологичного завода "Большая медь", создание новых рабочих мест и возведении современного микрорайона в Мончегорске. На создание в регионе судоремонтного кластера, в котором очень нуждаются рыбопромышленные предприятия, направлено соглашение с "Государственной транспортной лизинговой компанией". А "Россети Северо-Запад" готовы перевести на электричество котельные Мурманской области для уменьшения карбонового следа в Арктике. Встречи и соглашения, которые состоялась в ходе крупнейшего экономического форума страны, позволят Заполярью сохранить высокий темп развития.