Российские саперы разминируют пляжи и прибрежные воды Мариуполя

Ярко-синяя гладь моря пересекается с прибрежной полосой изумительного желтого песка.
Анна Ковалева

Цветущие акации и беседки образуют островки тени, где можно спрятаться от палящего июньского солнца. Белые барашки волн Таганрогского залива бегут к берегу, и шум прибоя поет городу Марии - Мариуполю - свою песню, как делал это не одну тысячу лет. Идеальная картина, и так хочется окунуться в Азовское море. Но нельзя: в манящих водах и на берегу затаилась смерть. Побережье буквально "нашпиговано" минами, неразорвавшимися артиллерийскими снарядами и боеприпасами.

Вместо толп отдыхающих горожан на пляже только военный патруль. Бойцы народной милиции ДНР охраняют прибрежную зону и следят, чтобы никто не вышел на таящие смерть пески.

- Купальный сезон "Лето-2022" откладывается до лучших времен. Ждем, когда военные зачистят пляжи и снимут свои красные аншлаги (Аншлаги - этот театральный термин на самом деле означает таблички с предупреждением о минной опасности - Н.Г.). А раньше это место считалось самым лучшим в городе пляжем, было не протолкнуться от отдыхающих. Многим горожанам очень удобно: несколько минут езды и ты из центра Марика сразу можешь устроить морской заплыв, - рассказывает торгующая под "грибочком" водой, пирожками, овощами и фруктами Светлана Назиченко.

Теперь водные процедуры на пляжах запрещены до особого распоряжения. В начале июня, когда Азовское море прогрелось до комфортной температуры +20 градусов, сотни горожан пришли на пляжи - их несколько в Мариуполе. Люди купались, загорали, ловили на удочку знаменитых мариупольских бычков.

Однако 3-го июня идиллии пришел конец. На установленной под водой мине подорвалась семья отдыхающих - бабушка и ее четырехлетняя внучка погибли на месте. Мэр города Константин Иващенко запретил купание в море. Разминированием прибрежной зоны занялись саперы МЧС и инженерные соединения Черноморского флота России.

Иду ближе, чтобы рассмотреть щиты и полюбоваться видами Мариупольского порта, но из пляжного бунгало выходит поджарый автоматчик. "Стоп. Дальше нельзя", - вежливо, но строго говорит парень.

Подходит старший по званию, представляется: "Позывной "Фагот" и объясняет:

- Прибрежная полоса, около 50 километров, в основном зачищена с помощью роботов-саперов "Уран-6". Эти бронированные мини-трактора своими тралами перемолотили уйму боеприпасов, но существуют опасные места. Поэтому для обеззараживания территории, да, я не оговорился - обеззараживания, по-другому я действия украинских нацбатов, усыпавших минами все вокруг, не могу называть, применяются другие способы - стальные щупы, миноискатели, кошки. Разминировать боеприпасы там надо руками.

Украинские военные заминировали прибрежные воды с помощью противодесантных мин типа ПДМ-1. Адские машины, весом в 60 килограммов, ставились в море на расстоянии 20-40 метров от берега и глубине до двух метров. Боевого заряда достаточно, чтобы потопить катер или баржу с десантом, не поздоровится также и плавающим бронетранспортерам.

Волны Азовского моря принесли противодесантные мины к побережью, и теперь они стали опасны не только для судов, но и людей.

Как правило, обезвреживанием подводных мин занимаются водолазы, так как минным тральщикам не развернуться в прибрежной зоне. Однако в Мариуполе саперы под командованием командира Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота Виктора Кочемазова применили комбинированный метод - одновременное траление с воды и суши.

Разминирование акватории происходит так: между плывущим по морю бронетранспортером и сухопутным БТР натягивается металлический трос и машины тянут его вдоль берега, со стороны все выглядит, будто сетью ловят рыбу. Только вместо бычков военные ловят мины: когда стальной трал касается щупалец мины, происходит детонация и взрыв. О мощности десантных мин можно судить по столбу воды, который, по признанию военных, порой достигал 30-метровой высоты.

- Разминируют основательно. Вчера так грохотало. Через пляж нас даже "морским дождиком" окатывало. Летело и через крыши домов. Боялась, что подмочу репутацию и товар, - признается Светлана Назиченко.

Весь товар у нее в несколько ящиков. Покупателей немного - жителям побитых осколками частных домов не до шоколадных батончиков, а помидоры и огурцы, черешня растут в каждом дворе. Однако жизнерадостная и бойкая продавщица не унывает.

- Сегодня на море волнение и саперы ушли на "Азовсталь". Обещают, что до конца месяца покончат с минами и пляжи будут безопасными. И вообще, жизнь-то налаживается. Свет в Мариуполе уже частично дали: Кирово со светом, Новоселовка тоже и 20-й микрорайон. А мы, Приморский район, - пока нет. Все дают частями. Воду и электричество к нам постепенно тянут. Обещают, что скоро пустят газ - это самый большой подарок, ведь дров и угля не напасешься. Я сейчас зарабатываю на жизнь пирожками. Гривен 400-500 в день выручаю (примерно 800-1000 рублей), но, думаю, скоро мы откроем полноценный пляжный сезон. Если комбинат "Азовсталь" закроют, то, поверьте, Мариуполь с его песчаными пляжами и теплым климатом имеет все шансы стать городом-курортом, - убеждена Светлана.

Кстати

По данным Минобороны РФ, после освобождения Мариуполя в порту и прибрежной зоне саперами обезврежено свыше 12 тысяч взрывоопасных предметов. Большая часть боеприпасов уничтожается на месте путем подрыва накладных зарядов, так как их транспортировка небезопасна, а некоторые мины специально установлены с учетом неизвлекаемости.