Поделиться

    Вертолет Ка-50 "Черная акула" совершил первый полет 40 лет назад

    17 июня 1982 года первый полет совершил ударный вертолет Ка-50, в классификации НАТО - Hokum A. Винтокрылая машина уникальна как по летным характеристикам, так и по своей электронной начинке.
    Сергей Компанийченко / РИА Новости

    Свое название "Черная акула" вертолет получил благодаря одноименному художественному фильму. В нем с наркоторговцами боролись российские и американские силовики. Ка-50 тоже попал в кадр. Так за ним и закрепилось это наименование.

    А вообще его история идет с 1976 года. Именно тогда появилось постановление Совета министров СССР, в котором конструкторским бюро Миля и Камова было приказано создать собственный боевой вертолет. Дело в том, что как раз в это время в США стали испытывать новую машину - Apache. И Советский Союз не мог уступать Америке.

    В сентябре 1985 года конструкторы представили во втором этапе испытаний две машины - В-80 и Ми-28. Комиссия министерства обороны выбрала В-80, который потом переименовали в Ка-50, в качество серийного ударного вертолета. В сентябре 1991 года новую винтокрылую машину продемонстрировали на авиакосмическом салоне в Фарнборо под Лондоном.

    Потом Ка-50 прошел еще два этапа государственных испытаний. 28 августа 1995 года вертолет приняли на вооружение российской армии. Главным конструктором "Черной акулы" стал Сергей Михеев.

    У Ка-50 есть особенность, она в соосной схеме, когда несущие винты расположены один над другим и вращаются в противоположные стороны. Поэтому нет потребности в рулевом винте в хвостовой части, а мощность двигателя не уходит на задний привод, и машина становится менее уязвимой. Все эти особенности способствовали тому, что "Черная акула" оказалась более маневренной. Кроме того, Ка-50 мог выполнять "боевую воронку" и "мертвую петлю".

    У "Черной акулы" еще одна особенность - она одноместная. С одной стороны, это удобно - меньше вес машины, а с другой - есть вероятность потери вертолета при гибели летчика.

    Первый бой вертолет принял более 20 лет назад - в Чечне. Два Ка-50 в сопровождении тяжелых вертолетов Ми-24 и без них до 14 февраля 2001 года совершили 121 вылет. Машина полностью подтвердила свою боевую эффективность и надежность.

    Ка-50 производили до 2009 года, потом серию остановили.

    Высота Ка-50 - 4,93 метра, длина фюзеляжа - 14,2, диаметр несущих винтов - 14,5, размах крыльев - 7,4 метра. Максимальная скорость - 310 километров в час. Стоит ракетное управляемое и неуправляемое вооружение, бомбовое вооружение.

    Поделиться