19.06.2022 19:18
    Поделиться

    Корреспонденты "РГ" побывали в мобильном госпитале, который первым принимает раненных в боях с националистами бойцов

    При слове "спецназ" практически каждый представляет себе здоровых парней в камуфляже, способных стрелять без промаха, бегать по 40 километров, разбивать лбом кирпичи и обладающих еще кучей других специфических навыков. Но это не всегда так.

    В Волновахском районе ДНР стоит неприметный домик с большими воротами, где также располагается отряд специального назначения. Однако задача этих людей не забирать, а спасать жизни. Вытаскивать с того света наших ребят, получивших ранения на передовой. Здесь сейчас работает подвижная медицинская группа медицинского отряда специального назначения 1602 Военного клинического госпиталя.

    Попав за ворота, ожидаешь увидеть суровых неразговорчивых медиков, которые, борясь целыми днями за жизни военных, и находятся, что называется, на своей волне, и не склонны к сантиментам. Однако, познакомившись поближе с начальником этого медицинского спецназа подполковником Русланом Валиуллиным и его подчиненными, понимаешь, что работают здесь очень добрые и душевные люди. Помимо этих замечательных человеческих качеств их объединяет еще то, что все они медики высочайшего класса, что называется, врачи и медсестры от Бога.

    Работа без суеты

    В группе, которой командует подполковник Руслан Валиуллин, - 35 человек. Это врачи-офицеры, средний медицинский персонал, военнослужащие тылового обеспечения и бойцы комендатуры.

    Медпункт работает как отлаженный механизм. Каждый досконально знает свои функциональные обязанности и даже при массовом поступлении раненых не бывает суеты. Каждый врач четко понимает, что должен делать на своем участке. Основная часть медиков, работающих здесь, из медотряда специального назначения, однако есть прикомандированные офицеры-медики и средний медперсонал.

    "Мы быстро нашли взаимопонимание, сработались почти моментально. Цель у нас одна - помочь бойцу выжить.

    Военные медики не в силах остановить войну, но в наших возможностях спасти жизнь, возвратить раненых в строй", - рассказывает подполковник Валиуллин.

    Правило "золотого часа"

    Подвижная медицинская группа способна в течение суток свернуться, выдвинуться в необходимый район и также в течение 24 часов полноценно развернуться на новом месте. Работу военные медики готовы начинать буквально с колес. Подполковник Валиуллин рассказывает, что в Волновахском районе медпункт начал принимать первых пациентов 6 апреля. Сейчас подвижная медицинская группа оказывает помощь как раненым военнослужащим, так и гражданскому населению.

    Поступают к медикам бойцы с минно-взрывными, осколочными или пулевыми ранениями. В среднем военнослужащие находятся в медпункте около суток. После оказания первой помощи они оперативно перебрасываются либо машинами в Донецк, либо вертолетами в Ростов-на-Дону. Бывает и такое, что бойцы с незначительными травмами вроде ушибов или растяжений могут находиться в медпункте и подольше. Им на месте оказывается вся необходимая помощь, и затем они возвращаются к себе в подразделения.

    Чтобы раненый военнослужащий выжил, необходимо соблюдать правило "золотого часа". Именно в течение первого часа после ранения оказание медицинской помощи наиболее эффективно и позволяет минимизировать развитие опасных осложнений. Через час усилий для стабилизации состояния придется прилагать намного больше.

    Санитарные инструкторы, работающие на переднем крае, к счастью, успевают оказать на месте самую неотложную помощь раненым и оперативно доставить их в медпункт. Как рассказывают медики, если в начале боевых действий санинструкторы нервничали, не до конца понимали, что им делать, то сейчас они стали настоящими профессионалами. Делают свое дело без суеты, понимая всю важность правильного оказания первой помощи и быстрой доставки раненого в медпункт.

    Обращаются к военным медикам и местные жители. К сожалению, в основном их привозят с минно-взрывными травмами, полученными при обстрелах украинской артиллерии. Поступают и взрослые, и дети. "Каждое поступление в медпункт детей оставляет в душе определенный след. Когда наши медики оказывают медицинскую помощь детям с ранениями, у многих наворачиваются слезы на глазах. Приходится сжимать свои чувства в кулак, держать эмоции внутри и продолжать оказывать медпомощь", - признается подполковник.

    До прибытия "вертушки"

    Медпункт в Волновахе может принять одновременно 25 раненых плюс здесь можно развернуть дополнительное количество коек для бойцов, которым уже оказана помощь и они ждут эвакуацию в госпитали или остаются на месте для дальнейшего лечения.

    Само помещение медицинского пункта разделено на несколько секторов. Сектор первичного медосмотра, где раненых, поступивших с передовой, заносят в журнал, проверяют и ставят диагноз. Отделение реанимации - это отдельная медицинская палатка, развернутая прямо в помещении. Сюда поступают самые тяжелые пациенты, за жизнь которых нужно бороться. Как рассказала медсестра-реаниматолог, при поступлении "тяжелого", так на военном сленге называют тяжелораненых бойцов, ему сразу ставят капельницу и подключают к специальному аппарату, который измеряет пульс, давление, насыщенность кислородом. Реаниматологи называют его "глазами" врача.

    Подвижная медгруппа способна в течение суток свернуться, выдвинуться в нужный район и в течение 24 часов полноценно развернуться на новом месте

    "При необходимости делается сердечно-легочная реанимация, колется адреналин. Если ранение очень серьезное, используется дефибриллятор. Когда процесс реанимации проведен и пострадавший находится в стабильном состоянии, прилетает "вертушка". Если необходимо, то раненому делают операцию в нашем оперблоке", - рассказала медсестра.

    Операционный блок - это отдельное помещение, вход в которое ограничен. Он, как обычно, убран до блеска. Стоит несколько столов, которые, к счастью, пусты. Рядом - операционные сестры, протирающие видимые им одним пылинки.

    Прямо в медпункте готовят еду и для военнослужащих, и для военных медиков. Продукты завозят централизованно. Как говорят раненые, еда вкусная, кушаем всегда с аппетитом.

    Тяжелее чем в Сирии

    К счастью, медпункт в Волновахском районе пока сильно работой не загружен. Несколько раненых, которые лежат на койках или гуляют по помещению. Некоторые бойцы травят байки в курилке, вспоминая смешные случаи из службы. Однако бывают дни, когда военным медикам, что называется, достается по полной и работают они на пределе своих физических и психологических возможностей.

    "Конечно, даже привычному ко всему медперсоналу стараюсь по возможности дать отдохнуть. Отдых у нас простой: почитать книжку, позвонить домой, просто подышать воздухом на улице", - говорит подполковник Валиуллин.

    Особое отношение, что у мужчин медиков, что у раненых бойцов, к медсестрам. Эти хрупкие на вид девчонки тащат на себе основную тяжесть работы медпункта. У них нет выходных и праздничных дней. Военнослужащие стараются поблагодарить девчонок, некоторые цветы приносят или к чаю печенье и шоколад. "Искренние слова благодарности от наших раненых ребят поднимают боевой дух нашим медикам, понимаем, что работу свою делаем не зря", - рассказал Валиуллин.

    "Я сама из Ставропольского края, служу уже 10 лет, а здесь уже 16 дней, - рассказывает медсестра. - Приехала сюда добровольно. Когда спросили, готова ли я отправиться в зону проведения специальной военной операции, я сразу согласилась. Мужей, детей наши девчонки оставили, приехали сюда. Мужья сейчас у нас на хозяйстве. А что делать, хочется помочь ребятам".

    Она рассказывает, что когда находишься в зоне боевых действий, то ощущаешь все по-другому. "Я думала, когда попаду сюда, у меня будет шок, будет страшно. Но, на удивление, этого не произошло. Сделали свою работу, спасли жизнь, и потом с шутками-прибаутками пошли все убирать, вымывать. Без смеха и юмора тут не обойдешься, поэтому шутим мы много. Все наши девчонки друг друга поддерживают. Стараемся приободрить наших раненых. Они тоже улыбаются, шутят в ответ". Медсестра говорит, что сначала пугалась обстрелов, но за время работы уже привыкла к взрывам и старается не обращать на них внимания.

    А медсестра-анестезист Светлана в профессии уже 20 лет. Была в нескольких горячих точках - Сирии и Карабахе. На Украине уже 4 месяца. Находилась сначала в Мелитополе, а потом отряд перебросили сюда.

    Она рассказывает, что эта командировка самая сложная для нее. "Это не сравнить с той же Сирией. Здесь реальные боевые действия. Там было намного спокойнее для наших врачей. И ранения различаются по характеру. Если там в основном пулевые, то здесь - минно-взрывные", - говорит медик.

    Записался добровольцем

    Во время беседы с начальником медгруппы к нему подошел молодой паренек, правая рука которого висела на поддерживающей повязке.

    "Товарищ полковник, отпустите, пожалуйста, меня отсюда к ребятам. Чего я тут без дела сижу? На передовой хоть как-то помочь смогу. Хотя бы как дневальный, на тумбочке постою", - просит военнослужащий.

    "Ну куда ты сейчас? Долечись сначала, а потом полностью здоровым поедешь. Зачем лишний раз руку загружать?" - отвечает офицер.

    Паренек, однако, попался настырный, не отстал, пока его не отправили подписывать документ о добровольном отказе от прохождения лечения.

    Как выяснилось, зовут военнослужащего Даниил. Родом он из Адыгеи и добровольно пришел в военкомат, чтобы его отправили на Украину.

    "Пришел записываться как доброволец, в военкомате сказали, что можно подписать краткосрочный контракт на полгода, и я согласился. Отправили в мотострелковый полк в минометное подразделение", - рассказывает Даниил. Воевал сначала в Запорожье, под Гуляйполем, затем подразделение перебросили под Волноваху. Сейчас его минометчики штурмуют село Марьинка, которое ВСУ превратили в мощный укрепрайон, и он очень хочет быть рядом со своими сослуживцами.

    "Растяжение руки получил на передовой. Мы отстрелялись из минометов, пошли за пополнением боекомплекта и тут нас накрыли ВСУ. Попали под обстрел из 152 мм гаубиц. Перекрестился, побежал к окопу, сзади как жахнуло, удар в спину, и меня бросило на дно окопа. Там ударился плечом об какую-то балку и вот результат, нахожусь здесь", - рассказывает Даниил. Он говорит, что сильно повезло, что на нем был бронежилет. Из него потом пришлось доставать несколько осколков, которые угодили в спину. Даниил говорит, что обязательно продлит контракт и останется с полком до самого конца, до Победы.

    Поделиться