Никита Михалков представил в Петербурге спектакль "12"

Два вечера - 17 и 18 июня - на Основной сцене Александринского театра спектакль "12" Центра театра и кино п/р Никиты Михалкова. Маэстро здесь режиссер и актер одновременно, а также соавтор пьесы братьев Пресняковых.
Фото: Ксения Острикова/ Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова

Показы проходят в рамках Петербургского международного экономического форума, при поддержке Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Кто-то знает фильм Михалкова 2007 года о 12 присяжных, сравнивает спектакль с ним, для кого-то из зрителей эта история - "белый лист". Присяжные решают судьбу 18-летнего чеченского парня. Он подозревается в убийстве своего приемного отца - русского офицера. Виновен ли юноша?

В спектакле не заняты звездные актеры, которых мы видели в одноименном фильме - Маковецкий, Гармаш, Стоянов… На сцене актеры Центра Михалкова, выпускники его академии, а также известные артисты старшего поколения - Владимир Долинский, Николай Бурляев, актер Ленкома Сергей Степанченко. Как отметил Никита Сергеевич, "Калягин тоже когда-то был не известен - когда снимался в моем фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих". Мне интереснее делать звезд, нежели их использовать. Хотя то, как играют в спектакле Бурляев, Долинский, Степанченко, - это высокое мастерство. Николай Петрович Бурляев не работает в театре более 50 лет, и то, через что ему пришлось сейчас перешагнуть, достойно большого уважения. Это была коррида".

Фото: Сергей Петров/ Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова

Долго ли Михалков решался на то, чтобы поставить спектакль по мотивам фильма, что подвигло его на это? Предполагал, что театральное действо будут сравнивать с полюбившимся многим фильмом? На эти вопросы он отвечает так:

- Вам спектакль понравился? Я абсолютно не чувствую "груза" сделанного. Когда-то я показал свою картину "Свой среди чужих…" польскому кинорежиссеру Ежи Кавалеровичу, и он посоветовал: "Сразу начинай новую". Почему? А как же слава? Кавалеровичу признался, что потерял 30 лет после картины "Поезд" - боялся сделать что-то хуже. Мосты надо сжигать.

Временами спектакль прерывается сценами из фильма - их смотрим на экране. Присутствует в постановке и камера, благодаря ей видим крупные планы. Звучит великолепная музыка Эдуарда Артемьева. А замечательный финальный танец видим не на экране, не в записи, в Петербург приехал коллектив московского детского ансамбля абхазского танца "Амцабз".

Фото: Сергей Петров/ Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова

Как говорит режиссер, "спектакль набирает ритм, скорость, свободу. Нам интересно находиться внутри, и мне интересно слушать каждого артиста, не находясь на сцене". К слову, Никита Михалков впервые в своей жизни сыграл на сцене петербургского театра. И какого - Национального драматического театра России.

Премьера спектакля "12" состоялась в апреле прошлого года в Москве - на Исторической сцене Большого театра. Спектакль уже побывал на гастролях в Екатеринбурге, Казани, Саратове, Волгограде, Астрахани. 2 и 3 июля "12" играют на сцене московского Театра сатиры, а в сентябре покажут в Хабаровске и Владивостоке.

Прямая речь

Николай Бурляев, народный артист РФ, президент международного славянского форума искусств "Золотой Витязь":

- Когда Никита собирался снимать фильм "12", сказал мне: "Ну, скоро поработаем!" Но не пригласил меня, поменял концепцию, взял Маковецкого. Мне фильм понравился, я поздравил Никиту с очередной победой, был рад за друга. А потом он позвал меня в спектакль. Сейчас мы редко общаемся, я подумал: ну вот теперь будем общаться. Я благодарен Никите за этот этап моей жизни. 55 лет назад я ушел из Ленкома и не хотел возвращаться на сцену. Но пришлось - в 2020 году в моей постановке "Бемби", было это в театре Вахтангова. И еще Илзе Лиепа вытащила меня на Новую сцену Большого театра - сыграть роль Старца в спектакле "Князь Владимир" ее благотворительного фонда.

Когда мы репетировали, Михалков говорил нам: "Вы все солисты, но вы должны сделать оркестр, должны жить всем этим". Постепенно мы осваиваем это. Очень трудно жить три часа на сцене, быть другим человеком актеру, привыкшему играть в кино, где есть дубли и перерывы, отдых…