Андрей Александрович, поздравляю вас с Днем медицинского работника! Чувствуете праздник?
Андрей Тяжельников: Спасибо за поздравление. Никогда прежде меня и моих коллег не поздравляло столько людей, сколько в эти дни. И это, конечно, очень приятно. Как и то, что у нас появилась возможность выйти в этот день в город, а не быть все время на посту, как в течение двух лет пандемии коронавируса. Мы решили воспользоваться ею и сходить коллективно в Третьяковскую галерею, прикоснуться к прекрасному.
В Москве сейчас активно модернизируются поликлиники, построенные еще в середине прошлого века. Их здания приводятся в соответствие с новыми московскими стандартами. 40 лечебных учреждений из 200, включенных в городскую программу, уже капитально отремонтированы. До вас очередь дошла?
Андрей Тяжельников: В первых двух зданиях из девяти работы недавно начались. Дело в том, что наши поликлиники по сравнению с другими в городе более свежие, они постройки 90-х годов прошлого века. Но все равно уже нуждаются в обновлении. Надо учесть, что районы, которые мы обслуживаем - Южное и Северное Бутово, очень плотно населены - к нам прикреплены около 300 тысяч жителей. По соседству с нами находятся детские поликлиники, которые уже обновлены. И когда мы проходим мимо них или заходим внутрь по каким-то делам, завидуем их сотрудникам белой завистью. До того у них теперь красиво, технологично и комфортно - и для пациентов, и для врачей. Надеюсь, что когда закончится реконструкция первых двух зданий, войдут в программу и остальные наши семь.
А новое оборудование получаете или тоже приходится ждать?
Андрей Тяжельников: Уже десять лет назад у нас появились КТ и МРТ, рентгеновские установки, УЗИ экспертного класса. Это позволяет оперативно и более точно ставить диагнозы и лечить людей. Помогла такая оснащенность и в борьбе с пандемией. Но, как любая техника, медицинская аппаратура время от времени ломается. Сейчас нам и это перестанет мешать в работе, так как все новое оборудование получаем по контрактам жизненного цикла. Это значит, что за его работоспособность в течение десяти-пятнадцати лет отвечают сами поставщики, при любой поломке они обязаны быстро отремонтировать.
Современное оборудование - не просто новое железо, у него все время увеличивается количество функций, повышается качество диагностики. Правда, если оказывается в умелых руках. Нет проблемы, что техника есть, а специалистов, способных работать на ней, нет?
Андрей Тяжельников: Это важнейший вопрос и мы очень рады тому, что у нас появились дополнительные возможности повышения квалификации. Дело в том, что год назад департамент здравоохранения Москвы создал кадровый центр. Оснастил его самыми современными симуляторами, новейшей аппаратурой. И если в какое-то лечебное учреждение пришло оборудование, которым врачи не знают, как пользоваться, их здесь не просто обучат, но и дадут возможность тренироваться работать на нем столько времени, сколько человеку требуется для того, чтобы быть уверенным в себе и своих силах. Такая возможность помогает нашим специалистам сдавать экзамен на звание "Московский врач" и "Московская медицинская сестра". А это - не только статус, подтверждающий высокий профессионализм специалиста, но и возможность повысить уровень дохода. При присвоении этого звания доктора в течение пяти лет получают ежемесячную надбавку в размере 15 тысяч рублей, а медсестры и медбратья - 7,5 тысячи.
Только пять лет? А потом?
Андрей Тяжельников: Потом снова надо сдавать экзамен. Врач должен учиться всю жизнь.
В середине июля студенты и ординаторы выпускных курсов московских медицинских вузов закончат "Школу профессионального роста". Их учат там для того, чтобы они пришли в лечебные учреждения более подготовленными к практической работе. Город даже платит слушателям стипендию по 25 тысяч рублей в месяц в течение года. Что вы можете сказать об уровне подготовки этих кадров, которые приходят к вам в поликлинику. Есть польза от такой учебы?
Андрей Тяжельников: Безусловно. Это уникальный проект, направленный на адаптацию студентов шестого курса и ординаторов второго года обучения к клиникам, в которых им предстоит работать. Надо сказать, что уровень медицинских знаний у большинства ребят достаточно высокий. В "Школе профессионального роста" они знакомятся с организацией работы учреждения, структурой всей городской системы здравоохранения. И когда приходят на работу, им значительно легче освоить свои обязанности и влиться в коллектив.
Электронные медицинские карты, электронные рецепты для москвичей стали уже обычной составной частью получения медицинских услуг. А вот к разным чат-ботам многие горожане относятся еще с недоверием. Зачем мне, скажем, по телефону наговаривать роботу свои проблемы, прежде чем пойти на прием к врачу, как это часто предлагают в Москве?
Андрей Тяжельников: Данные, которые передает пациент при помощи "чат-бота", автоматически попадают в Единую цифровую платформу столичного здравоохранения, и врач уже в начали приема видит эту информацию. Это позволяет составить ему первичное представление о ваших проблемах. Таким образом, он сэкономит время и использует его на осмотр пациента и уточнение заинтересовавших его деталей при личной встрече. В результате это облегчает работу доктора и делает более эффективной помощь пациенту.
Как вам новая форма московских медиков, которую департамент здравоохранения в прошлом году приобрел для всех медиков городских лечебных учреждений, входящих в его систему?
Андрей Тяжельников: Стильная, модная, удобная одежда. Причем, каждый сотрудник получил по несколько комплектов, рассчитанных на разное время года и на разную погоду. Все они из натуральных тканей, разной плотности и разных тонов. В результате, нет ощущения, что ты все время ходишь в одном и том же халате, а чувствуешь себя модным человеком. А еще - членом одной команды - команды московских медиков, что добавляет нам гордости за свою профессию.