Валерий Иванович! Казалось бы, еще совсем недавно ваша больница, построенная в 1981 году, была в Москве самой новой. Но прошло уже больше сорока лет. Изменились стандарты здравоохранения, гораздо более высокие предъявляются к нему и требования. И как же на этом фоне чувствует себя знаменитая филатовская, удается ей соответствовать времени?
Валерий Вечорко: Надеюсь, что да. За прошедшие годы у нас не изменились только стены, да и их ремонтировали не раз. Что же касается материально-технической базы, она сейчас совсем другая. Какого оборудования теперь только не появилось за последнее десятилетие! У нас пять стационарных и один передвижной компьютерный томограф, два магнито-резонансных томографа, 308 аппаратов искусственной вентиляции легких, пять аппаратов ЭКМО, 18 анализаторов газов крови и электролитов, 17 аппаратов заместительной почечной терапии, 22 "искусственной почки", девять стационарных и девять передвижных рентген-аппаратов… А еще есть иммунохимический анализатор Cobas е 411 (он позволяет проводить диагностику на инфекции, гормоны, прокальцитонин и интерлейкин), ангиографический комплекс...Далеко не каждая дорогая частная клиника может похвастаться таким оснащением. Причём довольно значительная часть оборудования закупается по контрактам жизненного цикла, особенность которых в том, что по условиям таких контрактов поставщик обеспечивает работоспособность всего оборудования на протяжении всего срока эксплуатации.
Давайте мысленно прогуляемся по филатовке. Что мы увидим, какой он, современный столичный стационар?
Валерий Вечорко: Как и любой стационар, он начинается с приемного отделения. Картины, которую встречали москвичи в былые годы при поступлении на больничную койку, не увидишь. Никто больше не сидит в очереди, ожидая, когда придет время зайти в кабинет к врачу, работающему на приеме. У нас большие просторные смотровые комнаты. Приезжает "скорая", и пациент сразу попадает в одну из таких смотровых. Ему не нужно никуда бегать с направлениями. Здесь, на кровати-трансформере, у него возьмут все необходимые анализы, проведут нужные исследования, тут же осмотрят специалисты. Принцип: не пациент к врачу, и врач к пациенту, по которому сейчас работают все московские клиники, мы внедрили в городе одними из первых еще в 2018 году. И когда картина станет полностью ясна, на этой же кровати больного доставят в нужное отделение на стационарную койку.
Поднимаемся этажом выше. В палатах - кровати с противопролежневыми матрасами, в каждой - санузлы и современные системы вентиляции и обеззараживания помещений. Телевизор, книгу можно найти почитать. И, конечно, никаких так называемых больничных запахов. Человека лечат ведь не только лекарства, сама атмосфера тоже должна способствовать выздоровлению. Идем дальше.
28 операционных, все оборудованы по самым последним разработкам, есть среди и гибридные, где можно провести как открытую операцию, так и малоинвазивную, лапороскопическую. Для тяжелых пациентов, которым после операции требуется особое внимание, созданы палаты интенсивного наблюдения, цель его - не допустить ухудшения и развития осложнений. В каждой такой палате имеется круглосуточный пост медицинской сестры.
Известно, что в филатовской больнице, как и в целом ряде других в Москве - Склифе, имени Вересаева, Буянова, Боткинской строятся новые скоропомощные стационары. Когда вы его получите и какие надежды связываете с новым корпусом?
Валерий Вечорко: Наш корпус готов уже практически наполовину и строители обещают ввести его в эксплуатацию в будущем 2023 году. Площадь четырехэтажного корпуса с подвалом - 15 тысяч квадратных метров. Рассчитан он на прием до 200 неотложных пациентов в день, которые будут получать полный комплекс необходимой помощи в течение первых суток - то есть диагностику, оперативное вмешательство и реанимационные мероприятия. Затем в зависимости от состояния их выпишут или переведут в другие отделения больницы для продолжения лечения.
Приемное отделение нового корпуса будет работать по принципу "триаж": поступающих пациентов станут сразу распределять по трем категориям. Красная для тех, кто в тяжелом состоянии, желтая - для больных средней тяжести, зеленая - в стабильно удовлетворительном состоянии. Больных красной категории прямо из машины скорой помощи направят на экстренную диагностику или в операционную, пациентам желтой и зеленой категорий окажут помощь по уже работающему у нас принципу "врач к пациенту": после максимально быстрого оформления в приемном отделении все дальнейшие осмотры и процедуры проведут непосредственно у кровати. Чтобы сократить время транспортировки пациентов по зданию тут же, на первом этаже, рядом с приемным отделением будут находиться диагностический блок с КТ и МРТ, малая операционная, ангиографическая манипуляционная и процедурные.
На втором этаже корпуса разместятся малая операционная для обследования и лечения желчных протоков и поджелудочной железы. Здесь будет использоваться комбинированный метод обследования - эндоскопический и рентгенологический. Там же оборудуют эндоскопическое отделение, блок лабораторных исследований и второй диагностический блок с кабинетами КТ, УЗИ и рентгена. На третьем этаже откроются шесть операционных, в том числе нейрохирургическая, гибридная с ангиографом, две общепрофильные, травматологическая и гинекологическая-урологическая с палатами пробуждения, а также отделение интенсивной терапии на 12 коек. Палатно-диагностическое отделение на 30 коек разместится на четвертом этаже.
Комфортные условия предусмотрены и для родных и близких пациентов. Время в ожидании конца операции они смогут провести в специальных комнатах отдыха.
В скоропомощной стационар будут доставлять пациентов и вертолетом?
Валерий Вечокро: Да, у нас на территории больницы есть вертолетная площадка. Санитарный транспорт, забрав пациента с борта вертолета, сможет по специальному одностороннему проезду доставлять его прямо к корпусу.
А цифровые технологии вы используете?
Валерий Вечорко: Безусловно. В городе создана единая цифровая платформа московского здравоохранения. Она имеет единую информационно-аналитическую систему, единые лабораторный и радиологический серверы… Благодаря этому мы знаем про больного все с момента его поступления - чем раньше болел, какими хроническими заболеваниями страдает…Какие анализы были прежде, какие в последнее время, все видно как на ладони. Это экономит время и делает медицинскую помощь более эффективной.
Но какие бы замечательные технологии не были внедрены в работу такой крупной многопрофильной больницы, как наша - а у нас одновременно может лечиться 1200 больных, каким бы супер-оборудованием клиника не была оснащена, я убежден: основа ее успешной работы - это человеческий потенциал.
Врачи, медсестры, санитарки…Каждый из них должен понимать, что больница - не отдых, не аттракцион, это место, где человеку плохо. И каждый из нас должен делать все для того, чтобы не только его вылечить, но и успокоить близких пациента. А потому у нас везде развешаны номера телефонов от дежурного администратора до заведующего отделением, чтобы любой пациент или его родственник в нужный момент могли задать волнующий вопрос. Для этого же на нашей красивой новой форме, в которую одел в прошлом году город всех медиков, обязательно должна быть табличка: это дает возможность обратиться по имени-отчеству и в то же время, если что пошло не так, было с кого спросить. С этой же целью наш колл-центр работает круглосуточно, и я периодически набираю его номер: узнаю, за сколько секунд ответит дежурный оператор. Да, да, я не оговорился - он должен ответить на звонок именно в считанные секунды.
И сколько же секунд вы даете на ответ?
Валерий Вечорко: Пять-шесть, не больше. Все работники больницы без исключения должны понимать, что в нашем деле, где речь идет о здоровье и жизни людей, мелочей нет.
Валерий Иванович, оцените оцениваете работу своего коллектива, скажем, ее по пятибалльной шкале?
Валерий Вечорко: Четверку поставлю - с жирным плюсом.
Почему не пятерку?
Валерий Вечорко: Надо всегда стремиться идти вперед, вот мы и будем стремиться к пятерке. Улучшать свои знания и умения, ведь медицина не стоит на месте. Появляются новые методы диагностики и лечения, ими нужно овладевать, спасибо департаменту здравоохранения, год назад открыл для повышения квалификации врачей и медсестер кадровый центр. Прекрасно оснастил его самым лучшим симуляционным оборудованием, организовал его работу чуть не круглосуточно. Так что все, кто хочет учиться, могут это делать в любое удобное для себя время, даже после работы.
Пользуются ваши коллеги такой возможностью?
Валерий Вечорко: Пользуются, причем, совершенно добровольно, уговаривать никого не приходится.
А как филатовская встречает свой профессиональный праздник - День медицинского работника?
Валерий Вечорко: С хорошим настроением. Его еще более приподнял концерт ансамбля имени Александрова, артисты которого они приехали к нам в пятницу специально, чтобы поздравить с праздником. Это было очень приятно. Ну, а в воскресенье лично я, как всегда, обязательно загляну в больницу, чтобы убедиться, что там все хорошо. А потом в честь праздника посидим за столом в дома, с семьей - это, к сожалению, не часто удается.
Что пожелаете москвичам. Валерий Иванович?
Валерий Вечорко: Главное - не болейте!