На рыбалку становись! Онлайн-репортаж об автопутешествии на рыболовную базу в Астрахани из Москвы

Первый день поездки вовсе не тот, когда отправляешься в дорогу. Первый день - это вся неделя, предшествующая этой дороге. Семь дней, когда по вечерам садишься за составление списков дел, продуктов и еще многого другого, чтобы потом, оказавшись непосредственно в отпуске, чувствовать себя уверенно. Тем более, когда заранее понимаешь, что впереди тебя ждут 1 460 километров российских дорог. И это только в одну сторону. Наш с семьей путь лежит в Астрахань. Еще точнее, под Астрахань, на рыболовную базу.
Максим Коротченко/ ТАСС

День первый

Прежде, чем мы попадем на место, нам предстоит переночевать в Волгограде - это около 970 километров от Москвы. Понятно, что даже по оптимистичным расчетам в этот славный волжский город мы попадем поздно вечером и "Родину-мать" не увидим. Гостиница, где мы забронировали места (а это советую делать за пару месяцев до поездки, чтобы потом не метаться в поисках приличного номера), находится далеко от монумента. Но зато близко к трассе "Каспий", что, безусловно, большой плюс для путешественника, нацеленного добраться до места поскорее и не склонного тратить время на окружающие красоты. К тому же после 12-14 часов за рулем - а именно столько занимает поездка от Москвы до Волгограда с учетом неспешных, при наличии ребенка, перекусов на заправках и полноценного обеда - желание осматривать город резко ослабевает. А когда попадаешь в гостиницу - пропадает полностью.

В Астрахань, как я написал выше, мы поедем по трассе "Каспий". В принципе, туда можно добраться и по М4 "Дон". Она более скоростная и удобней в плане заправок и мест питания. Но, во-первых, дорога в этом случае удлинится примерно на 200 километров. А, во-вторых, что более существенно, М4 ведет к морю и легко представить, сколько машин на ней будет в летний сезон. "Каспий" же ведет в Дагестан и, с точки зрения потенциальных отпускников, является менее популярным маршрутом.

Но прежде чем тронуться в путь, как всегда, предстоит переделать множество дел: от отправки собаки в "летний лагерь" (на передержку за город), до сбора многочисленных снастей. Насчет многочисленности - это вовсе не фигура речи. Астраханская рыбалка на катере с местным егерем требует серьезной материальной подготовки - одних только спиннингов везем штук десять на троих, потому что рыба там водится разная и по агрессивности, и весу. А тот спиннинг, с которым можно смело идти за щукой, точно не подойдет для ловли сомов. А еще крючки, грузы, приманки, эхолот, подводная видеокамера и далее по длинному списку. Накануне поездки занимался поиском пиявок - позвонил егерь и попросил их привезти. Объяснил, что этим летом лягушки не привлекают местных сомов как прежде - им пиявок подавай. А еще, чтобы подманивать усатого хищника впервые везем с собой квок. Для тех, кто не знает, это такая трубка, чем-то напоминающая по форме врачебный стетоскоп. Только на твердой палке. Этим нехитрым приспособлением бьют по воде, чтобы сомы поднимались из глубины к приманке. В интернете пишут, что на это бульканье сомы так и тянутся. Посмотрим, как устройство будет работать на практике.

Следующий немаловажный пункт отпускной программы - загрузка питания. То есть можно, конечно, взять завтраки-обеды-ужины уже на месте, однако это стоит тысячи полторы в день на человека и не совсем ясно, будет ли это вкусно с учетом того, что у всех в нашей семье разные представления о том, что вкусно, а что нет. К тому же график рыбалки таков, что понять, когда придется есть, трудно. В Астраханской области обещают температуру за тридцать градусов. Это означает, что рыбу будем ловить рано утром, вечером и, возможно, ночью. А днем будем отсыпаться и загорать в тенечке, если, конечно, эту идиллию не подпортит мошка и комары.

Так что в сумках-холодильниках из Москвы повезем обширный "сухой паек", обложенный аккумуляторами холода. Обратно рассчитываем в тех же сумках забрать домой улов. Если повезет, конечно. Плюс вода в дорогу в бутылочках по 0,5 литра, вода для чайника - пара больших 10-литровых бутылей, холодный чай для ребенка. На заправках все это покупать очень накладно - проверено по прошлым автопутешествиям.

Про специальные рыболовные костюмы в багаже даже не говорю - они по определению прилагаются к стоянию со спиннингом. Когда рано утром летишь на катере по астраханским ерикам, а до места рыбалки порой нужно ехать около часа, лучше, чтобы на тебе была непродуваемая одежда.

Даже когда все уже собрано возле машины, первой задачей начинающегося путешествия становится то, как все это уложить. На этот увлекательный "тетрис" из коробок, длинных тубусов для спиннингов и чемоданов, которые нужно разместить в багажнике внедорожника, закладываем не менее получаса. С учетом раннего времени выезда (потому что чем позже из Москвы поедешь, тем больше пробок соберешь), стараешься думать только о том, что предстоит сделать в ближайшие пять минут.

Но вот все загружено, распихано, забито, все уселись, пристегнулись, уткнулись в телефоны и планшеты, изучая предстоящую дорогу по навигатору. Теперь можно и в путь.

День первый. Часть 2

О пельменях и пиявках

Так же как ни одно путешествие на поезде в советские времена не начиналось без вареной курицы и яиц вкрутую, смачно вываленных на столик купе или плацкарта, так и ни одна автопоездка на "дальняк" не обходится без обязательной остановки на утренний кофе. А если к нему прилагается свежая сосиска, чебурек или пластиковая миска пельменей в "Помпончике", то жизнь и вовсе выглядит удавшейся. По крайней мере на данный момент, километрах в 80 от Москвы. Тут уже пахнет дорогой. Да, да у дороги есть свой специфический запах. На первый взгляд, он кажется неуловимым, его трудно передать словами. Это запах мечты, ветра, будущего солнца и каких-то смутных надежд в еще пасмурном подмосковном небе. Это ряды машин с калейдоскопом самых различных региональных номеров, хлопающие двери в туалетах и желание побыстрее проглотить свой завтрак и двигаться, двигаться дальше.

Фото: Евгений Шестаков

Примерно такие же дорожные мысли овладели чуть раньше еще одними нашими попутчиками - пиявками, которых мы везем в качестве наживки для ловли сомов. По крайней мере, в пять утра меня разбудила жена со словами - "а они убежали". Краткое изучение ситуации показало: сидевшие в банке с водой пиявки ночью расползлись по холодильнику, несмотря на то, что банка была прикрыта марлей. После чего начался аттракцион по поиску сих прытких тварей, обладавших, видимо, недюжинной силой воли и аппетитом. Некоторых мы выловили на стенке холодильника, одну я с трудом оторвал от пакета с сыром моцарелла, еще парочка тянулись к колбасе, но немного не доползли. Всех беглецов мы поместили обратно в воду, чему они были не слишком рады. Подозреваю, что если бы ребенок ночью отправился перекусить к холодильнику и увидел этих ползучих "зоопутешественников", всему дому раннее пробуждение от задорного детского визга было бы обеспечено. К счастью, этого не случилось. И теперь сын с удовольствием поедает пельмени, не подозревая, какой сюрприз мог его ждать глубокой ночью.

День первый. Часть 3

Тамбовский волк - всем товарищ

Все началось с Пранка. С подмосковной реки Пранка, в которую мы уперлись, когда проскочили свой поворот на Волгоград. Речушка была мелкой, заросшей чем-то болотистым и весьма извилистой. "Это не шутки", - глубокомысленно изрек сын, посмотрев в навигатор. Из него следовало, что на возвращение к запланированной трассе нам понадобится с полчаса поездки по проселочным дорогам. Впрочем, все закончилось благополучно - проселочные дороги оказались вполне благоустроенными, застроенными дачами. Немного покрутившись по живописным перелескам, мы вырулили на ведущую в Волгоград трассу.

Фото: Евгений Шестаков

Трасса "Каспий" живописна, но однообразна. Леса, косогоры, поля, потом снова леса. Области Тамбовская, Рязанская, Тульская сливаются в одно целое, плавно перетекают друг в друга. Если бы не указатели, понять где какая из них начинается, а где заканчивается было бы невозможно. Сама дорога не дает расслабиться. Двухполоска с рваным ритмом движения. Трасса меняет темп, словно футболист на тренировке. Разгоняешься до 90, потом сбрасываешь до 60, потом 70, потом 40, потом снова 90. И так все 900 с гаком километров до Волгограда. В гостиницу мы попали только к 10 вечера, а выезжали из Москвы в восемь утра. При подсчете времени навигатор, как стало быстро понятно, безбожно ошибался - он же не мог учитывать толкотню за фурами, едущими вместо разрешенных 90 только 60 километров в час. А обогнать их невозможно - дорога густо усыпана камерами и знаками "Обгон запрещен". "Каспий" отлично приспособлен для поездки из точки А в точку Б. Из очевидных достоинств трассы - несмотря на перманентный ремонт мы ни разу не стояли из-за него в пробке. Машины, словно муравьи, безропотно ползут друг за другом, время от времени переходя в разбег, а потом снова в привычно унылое торможение.

Фото: Евгений Шестаков

По дороге записывал необычные названия. Так, реку Паника в Волгоградской области мы пересекали аж два раза, проезжали реку Проня и реку Лапоток. Поразило огромным - метра в три высотой - портретом Есенина кафе с одноименным названием. Фирменный магазин по продаже продуктов из индейки разместился в старинном дворянском особняке с колоннами. А на границе Тамбовской области нас встретил улыбающийся деревянный Тамбовский волк высотой в пару человеческих ростов. Глядя на него сразу становилось понятно, что всем проезжающим он хороший товарищ. На одном из мостов позабавил плакат, написанный для нерадивых водителей: "Скорость света хороша только в космосе". Около населенного пункта Борщевка видели указатель, ведущий к музею Зои Космодемьянской. Но уходить ради этого с маршрута не стали и просто отметили, что хорошо бы туда заехать в будущем. Впрочем, об одном необычном памятнике, посвященном подвигу, который нам встретился по дороге, я расскажу чуть позже.

Фото: Евгений Шестаков

День первый. Часть 4

Халяль - это звучит вкусно

Фото: Евгений Шестаков

Если дорога начинается с завтрака, то ее кульминацией часто становится обед. От него нередко зависит, какое впечатление оставит путешествие: яркое, запоминающееся или уныло муторное. Выбор места для трапезы - это тоже искусство. Тут важны опыт и интуиция. На основании предыдущих поездок у нас сложились на этот счет определенные стереотипы.

Всегда вкусно кормят там, где останавливаются поесть сотрудники ДПС. Видишь у кафе полицейскую машину и людей в погонах внутри, будь уверен - здесь тебя не отравят и все будет неплохо. Поскольку местные стражи порядка лучше многих знают, где можно вкусно и недорого перекусить.

Еще одна примета хорошего кафе - когда возле него стоит большое количество грузовых фур. Дальнобойщики люди ушлые, много знающие и испытавшие. Где попало останавливаться не будут. Лишних денег у них тоже нет. Так что к выбору кафе они подходят обстоятельно. И на это можно ориентироваться.

Ну а когда видишь сочетание - дальнобойщики и национальное кафе, тут можно быть уверенным, что это стопроцентное попадание. В этот раз мы остановились в невзрачном кафе с говорящим названием "Халяль". Это примерно 543 километр трассы. И не прогадали. Где еще к нежнейшим вареникам подают полный стакан сметаны, а размер порций таков, что их можно смело брать на двух человек и все будут сыты.

День первый. Часть 5

История одного подвига

Фото: Евгений Шестаков

Это место на трассе "Каспий" в Волгоградской области я проезжал не раз. Но никогда прежде не останавливался. Хвост самолета, словно вросший в землю. Вокруг - лес. Напротив, через дорогу небольшая часовенка. У хвоста - венки, как на кладбище. На этот раз я решил затормозить, подойти ближе, посмотреть, что здесь произошло. Оказалось, что историю этого авиационного происшествия можно найти в интернете.

Был обычный учебный полет на Миг-21. Летел курсант военного училища и инструктор, молодой 28-летний парень. При взлете истребителя на высоте 150 метров в двигатель самолета попала птица. Инструктор сразу нажал на катапульту курсанта, и тот остался жив, хотя и был травмирован. Пишут, что через несколько месяцев после происшествия он ушел из армии. Потом инструктор катапультировался сам. Но было уже поздно - он, как написано в интернете, получил травмы, несовместимые с жизнью. Звали этого инструктора Виктор Попов. А произошла трагедия в 1989 году. Хвост разбившегося самолета стал Виктору погребальным памятником. На нем - его фотография. Вот такой поступок мужчины, военного, патриота. Этот обломок самолета у дороги - сохранившаяся память о совершенном подвиге.

Фото: Евгений Шестаков

День второй

Шесть утра. Волгоград. Фото: Евгений Шестаков
На Уолл-стрит есть свой бык, а в Волгограде есть свой. И вовсе не хуже. Фото: Евгений Шестаков

Земли эти были казенными и назывались "пришиб". Отсюда и пошло название села, которое дошло до наших дней. Было это в 1770 году, сообщает "Википедия". Впрочем, Пришиб далеко не единственное село-старожил по дороге из Волгограда в Астрахань. По раскаленной дороге - в Астраханской области днем стоит 35-градусная жара - проплываем мимо Соленого Займища. Если верить указателю, то Петербург по сравнению с этим населенным пунктом - младенец. К тому моменту, когда будущая столица Российской империи была признана городом, Соленое Займище уже существовало 25 лет. После Волгограда пейзаж резко меняется - на смену лесам приходят бескрайние степи, которые местами взрывают трактора. Дорога то мечется между холмами, то вытягивается за горизонт, опаленная нескончаемым солнцем. После Волгограда практически полностью исчезают заправки и придорожные кафе. Машин становится немного. Они будто растворяются на этих бескрайних просторах. Пропали дальнобойщики - большинство попадавшихся грузовиков имели астраханские и волгоградские номера.

Фото: Евгений Шестаков
Фото: Евгений Шестаков
Церковь в Соленом Займище. Фото: Евгений Шестаков

По дороге бросился в глаза огромный стенд. На нем надпись - "здесь погиб экипаж бронекатера, остановивший рвущихся к Волгограду немцев". Поскольку никаких дополнительных пояснений не было, пришлось залезть в интернет. Бронекатер имел номер 22. Первого августа 1942 года в восемь часов 15 минут утра он сопровождал караван судов с военными грузами примерно в 150 километрах от Сталинграда и подорвался на немецкой мине. Погиб герой Гражданской войны контр-адмирал Борис Хорошхин и весь его экипаж - четыре командира и 12 матросов. Это произошло в районе села Ступино Черноярского района Астраханской области. Погибшим поставили на берегу Волги памятник. Об их подвиге и напоминает водителям установленный у дороги в Астрахань стенд.

Буквально в 10 минутах от рыболовной базы у нас случилось ЧП - от тряски раскололась стеклянная банка с солеными огурцами и по салону автомобиля пополз терпкий, душистый запах рассола. С трудом преодолели огромное стадо коров, решивших отдохнуть на ведущей к базе проселочной дороге. Коровы лениво мычали в ответ на наши автомобильные гудки. Бестолковые телята мотали головами и не понимали, почему им надо вылезать из теплой пыли, чтобы освободить путь. Но, в конце концов, все преграды были преодолены, и к трем часам дня мы добрались до места к восторгу местных собак, твердо уверенных, - раз приехали гости, значит голодными они не останутся.

День третий

В 4:30 утра мы выехали на рыбалку.

Эх хвост, чешуя…

С чего начинается правильная рыбалка? Со сбора спиннингов и подбора нужной наживки? Неверно. С чашки кофе в лодке? Также мимо. Правильная рыбалка начинается с подношения Нептуну. А тот, надо признать, хорошо разбирается в качестве напитков. Что Нептуну нальешь, с таким уловом домой и уедешь. Конечно, кто-то посчитает это рыбацкими байками, кто-то бессмысленной традицией. Но каково было однажды мое удивление, когда, угостив Нептуна виски, здесь, в Астраханской области мы получили самый запоминающийся улов в жизни. Впрочем, Нептун уважает и местный самогон, если тот сделан по всем канонам.

Поэтому, угостив Нептуна в 4:30 утра ароматной самогонкой, мы закинули спиннинги. Здесь надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что до 20 июня включительно в Астраханской области действовал строгий запрет на ловлю рыбы вне территории сел. С середины мая до 20 июня рыба отправлялась на нерест и за тем, чтобы ей не мешали, как объяснил прикрепленный к нам на базе егерь Александр, рыбинспекция следила строго.

Поэтому, когда 21 июня местные и приезжие рыбаки отправились на ловлю, никто не мог точно сказать, какая рыба и где будет ловиться. Поэтому утром все поехали с окрестных баз на разведку. Одни - ловить сазана, другие - сома, третьи - щуку. Чтобы потом к середине дня обменяться информацией, каков клев. Мы отправились на ближние каспийские раскаты за щукой. Но та, как быстро выяснилось, клевать отказалась наотрез. Причем, судя по первичной информации, в первой половине дня вся местная рыба демонстрировала характер - плескалась, дразнила, но крючки игнорировала. Так что первая половина дня завершилась для нас "всухую" - с нулевым счетом по улову. "Эх хвост, чешуя не поймал я ничего".

К 11 утра жара достигла своего апогея и стало понятно, что ни один здравомыслящий жерех или сом не захотят есть в условиях этого закипающего под солнцем рыбного бульона. Пока мы возвращались на базу от других егерей поступила свежая информация - сом ловится, но сегодня пиявкам и лягушкам предпочитает зеленых червей. Так что вместо послеобеденного отдыха сажусь в машину и еду за 36 километров в небольшой город Камызяк, где находится "Дом рыбака". Помимо зеленых червей, покупаю быстрорастворимый жмых для будущей ловли сазана. Причем не абы какой, а со вкусом клубники. А вот жмых со вкусом конопли, объясняет мне егерь Саша, покупать не надо - его сазан любит только осенью. В июне же эту рыбу тянет на "сладенькое" - клубнику, шоколад.

К пяти часам вечера выезжаем на соминую яму, где утром был замечен клев. Становимся у берега, нещадно палимого солнцем. Хотя на противоположном берегу ерика спасительная тень, егерь объясняет: там рыба клевать не будет. Снова подносим Нептуну и дело пошло. Сомы, вспомнив о своем рыбном долге, потянулись к наживкам. Они даже распробовали привезенных нами из Москвы пиявок, которые по итогу пользовались у них даже большим спросом, чем зеленые черви.

Но к 20 часам ужин у сомов закончился, и все они, образно говоря, "встали из-за стола". На этом клев прекратился, но мы были не в обиде. Сегодня Нептун поделился с нами своими "водными слугами" - ведь сомов действительно иногда называют помощниками Водяного. Порой кажется, что это правда. Будучи выловленной эта рыба умеет громко ругаться, то есть воспроизводить громкие и весьма необычные звуки. В ее отношении пословица "Нем, как рыба" не работает.

На базе нас с уловом торжественно встречала администратор Анна Петровна и группа поддержки, состоящая сразу из трех собак. А песенка про хвост и чешую получила этим вечером иное, чем утром, продолжение - "Эх хвост, чешуя, половил неплохо я".

Часть улова. Фото: Евгений Шестаков
Собаки на базе дождались нашего возвращения. Фото: Евгений Шестаков

День четвертый

О "Гостях", "Зверях" и "cпа-салоне"

Не знаю, болит ли голова у дятла, но у рыбы она точно болит. И суставы у нее ломит, и хвост отваливается, и аппетита нет. И все из-за погоды. Стоило погоде во второй половине дня измениться, когда на смену вездесущему солнышку пришла легкая пасмурность с едва сочащимся дождиком, как рыбалка закончилась. Даже любящий поиграть у поверхности жерех прекратил выпрыгивать из воды. Неизвестно куда пропала щука: лодки, поехавшие в места ее традиционного обитания на каспийских раскатах, вернулись ни с чем. А сомы просто отказались от ужина. Только совсем маленькие, недавно народившиеся сомята еще сохранили остатки аппетита и с какой-то периодичностью вешались на наш крючок. Но такую детвору и по закону, и по совести мы сразу отпускали.

"Спа-салон" в тростнике. Фото: Евгений Шестаков

Впрочем, утро у нас началось удачно. Выехали традиционно - в 4:30. Поскольку вчера ни щука, ни сазан не ловились, мы решили не испытывать рыбацкое счастье и ловить то, что клевало ранее. Поэтому отправились вновь добывать сома. До места назначения ехали больше часа. Место рыбалки во многом зависит от интуиции егеря. Ям, где сомы гипотетически могут водиться, на реке много. Но только мастер своего дела знает, где та самая, не запретная для лова яма, в которой сомы будут клевать. И у нас действительно клевало.

Фото: Евгений Шестаков

После нескольких часов удачной рыбалки отправляемся принимать водные процедуры. По узкому, заросшему камышом каналу пробираемся в место, которое наш егерь в шутку называет спа-салоном. Из мутной, грязноватой жижи, которая обычно заполняет ерики, вода внезапно становится абсолютно прозрачной, а дно - песчаным. Вокруг ни души, только из камышей время от времени взлетают недовольные нашим присутствием птицы. Глубина по пояс, но течение сильное. Держишься руками за камыши, чтобы не унесло, и качаешься на волнах. Ощущение, словно находишься в ванной с гидромассажем. После рыбной ловли - отличный релакс. Самостоятельно попасть в такое место невозможно - ты его просто никогда не найдешь. А в профессиональные обязанности егеря обеспечение водных процедур для постояльцев рыболовных баз не входит. Тут, понятное дело, все зависит от личных отношений. В связи с этим самое время поговорить о "Гостях", "Зверях" и базах.

Приезжающие на рыболовные базы люди, с точки зрения егерей, делятся на два типа. Первый - это "Звери". Но вовсе не потому, что они ведут себя как-то по-особенному грубо. Напротив, они могут быть вежливыми, однако считать, что после того, как они один раз заплатили за проживание и лодку с егерем, им все должны обеспечивать суперкомфорт и такой же суперулов. Тот факт, что рыба может просто не ловиться по множеству не зависящих от егеря причин, во внимание не принимается. Для таких "Зверей" егеря - лишь обслуживающий персонал.

Фото: Евгений Шестаков

Совершенно иной категорией посетителей рыболовных баз, с точки зрения егерей, являются "Гости". Именно "Гости" с большой буквы, а не клиенты. "Гости" - это любители рыбалки, которые воспринимают егеря как партнера и друга со всеми вытекающими из такого подхода последствиями. Обычно "Гости" едут не просто на рыболовную базу - они едут на базу к своему егерю, который, со своей стороны, старается сделать для них рыбалку запоминающейся, яркой и уловистой. И если егерь переходит работать на другую базу, обычно вместе с ним на эту базу уходят его "Гости". И, конечно же, после завершения рыбалки "Гости" благодарят своего егеря за неформальное к ним отношение и это, сами понимаете, ценится. Вот так, если описывать схематично, это работает в Астраханской области.

Поэтому хозяева рыболовных баз стараются переманить егерей со своими "Гостями". Или же делают ставку на так называемых "Клиентов" - тех, кто приезжает на рыбалку с единственной целью - напиться в хлам. Таким совершенно не важно, будет ли клевать рыба и насколько профессионален их егерь. У них другие интересы.

День пятый

Глаз видит, да зуб неймет

Эхолот показывает наличие рыбы. Но клевать она в дождь не захотела. Фото: Евгений Шестаков

Эту картинку в солнечную погоду можно назвать "Мечта рыбака", а в дождливую - "Проклятие рыбака". Нам не повезло, мы смотрели на эту картинку в дождь, который, по прогнозам, должен был идти практически весь вечер. И оттого становилось особенно обидно. В том месте, где мы встали на якорь, наш эхолот отчетливо показывал настоящий "рыбный суп" из крупных и мелких рыб. Спущенная под воду камера также отчетливо зафиксировала здоровенную соминую морду и часть соминого хвоста. Но в дождь рыба отсыпалась, становилась меланхоличной и не спешила стать нашим будущим обедом. Это был тот самый случай, когда глаз видит, а зуб неймет. Хотя лучше бы все было наоборот. Надежда на то, что нам повезет, и егерь ошибся насчет нулевого клева, быстро улетучивалась по мере того, как рыболовные костюмы намокали все больше. Утешало одно - в отличие от вечера, утро выдалось более удачным. Поскольку в этот наш приезд клевал только сом, а остальная традиционная для Астрахани рыба предпочитала играть в прятки и не искала встречи с рыболовами, сегодня мы вновь ловили сома. Но с пяти до восьми утра поклевки постепенно сходили на нет, после чего сидение со спиннингом быстро надоело, и мы вернулись на базу в надежде на вечернюю ловлю. А вечером пошел дождь…

Чилим или Водный орех. Из его орехов в годы Великой Отечественной войны население делало муку. Его собирают и сегодня - в сушеном виде он по вкусу напоминает миндаль. Фото: Евгений Шестаков

Нет смысла описывать сам процесс рыбалки. Скажу только, что начинающим рыболовам, к числу которых безоговорочно отношу себя, нужно меньше играть в самостоятельность и не стесняться просить помощи у егеря. Тот лучше знает, в какую точку соминой ямы следует забросить приманку, где лежат опасные коряги, на которых можно потерять грузила с крючком, и как насадить качественно червя или лягушку, чтобы те выглядели для рыбы не хуже блюда в мишленовском ресторане. Тогда как излишняя самоуверенность приводит к единственному результату - начинающий рыболов остается без рыбы, но с твердой уверенностью, что он то все делал правильно, а вот егерь ему попался никудышный. Все это мы наблюдали на стоявшей по соседству лодке, где впервые приехавшие на рыбалку гости фактически отказались от помощи своего егеря. В итоге мы таскали рыбу, а они теряли снасти и за утро ничего не поймали. Наблюдая за происходящим, мне захотелось в этой статье дать несколько советов тем, кто только начинает путь рыбака, или гипотетически рассматривает такую возможность, но не знает с чего начать.

Совет первый: для начала на рыболовную базу можно приезжать без снастей. Хотя бы потому, что их покупка - удовольствие недешевое и экономить на этом не стоит. Другое дело, что вам может не понравиться процесс рыбной ловли с ее ранними вставаниями, длительным сидением в лодке, где даже сходить в туалет проблема, и весьма нерегулярным питанием. К этому стоит добавить вполне реальную перспективу в некоторые дни остаться без улова. Поэтому в первый приезд стоит взять спиннинги на базе напрокат (предварительно обговорив этот вопрос при бронировании места). В этом, уверен, егеря помогут. А уже потом приобретать собственные снасти.

Совет второй: даже летом ранним утром в Астраханской области может быть холодно, особенно на воде, когда летишь по ерикам в моторной лодке. Поэтому непродуваемый весенне-осенний рыболовный костюм - вещь незаменимая. Лучше обзавестись им заранее перед поездкой, чтобы не мерзнуть потом. В отличие от снастей, костюм на базе вам никто не даст.

Совет третий: будьте проще. Какой бы у вас не был уровень дохода, какое бы положение в обществе вы не занимали, помните, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Вы приезжаете на рыболовную базу в гости, поэтому ведите себя как благодарный хозяевам за гостеприимство гость. Тогда и принимающая сторона захочет, чтобы вы прониклись любовью к рыбной ловле, ощутили азарт в борьбе с большой, сильной рыбой и вернулись на базу вновь.

Непродуваемый рыболовный костюм - вещь на рыбалке незаменимая. Фото: Евгений Шестаков

Эпилог

Путь домой

Возвращаться из Астрахани в Москву на этот раз мы решили без ночевок и лишних остановок в пути. Выехали в восемь утра по московскому времени. А на следующий день в три часа ночи открывали дверь московской квартиры. В пути мы находились 19 часов. На заправках брали кофе, сосиски и снова в дорогу. Навстречу нам часто попадались машины с прицепами. На прицепах покачивались моторные лодки. Пока тянулись эти полторы тысячи километров я размышлял о том, как объяснить, зачем из раза в раз мы приезжаем на рыболовную базу под Астрахань, не будучи заядлыми рыбаками. И только ли дело в рыбалке, которая, как показывает опыт, не всегда складывается успешно, поскольку зависит от множества факторов. Например, в последний день нашего пребывания на базе рыба совершенно не ловилась. Редкие поклевки и, собственно, все. Мне, разумеется, хотелось бы ради эффектного завершения материала прихвастнуть, что мы вытащили осетра (а они здесь водятся), или в крайнем случае штук десять щук, но это стало бы наглым враньем. Мы не поймали ничего. А все потому, как объяснил егерь, что выше по течению Волги с одного из водохранилищ сбросили лишнюю воду. Она резко подняла ранее упавший уровень воды в ериках. Эти изменения ввели рыбу в ступор. Дальнейшие рассуждения по поводу нарушений пищевых цепочек в реке оставим экологам.

Сазан клюет, но не ловится. Фото: Евгений Шестаков

Дорога на лодке к местам рыбалки непроста, извилиста, и, на первый взгляд, однообразна. Бесконечные улицы из камышей, редкие деревья. Под камышовой сенью, словно сторожащие эту природную крепость солдатики, стоят неподвижно цапли. Временами мелькают лебединые семейства: белоснежные родители заботливо выгуливают подрастающих чад грязновато-серого цвета. На пролетающие мимо моторки лебеди внимания демонстративно не обращают. Нервные бакланы срываются с места, пугаясь шума лодочных моторов. С высоченных деревьев равнодушно взирают на творящуюся внизу суету величавые орланы.

Фото: Евгений Шестаков

Спрашиваем у егеря Саши, как он ориентируется в этом кажущемся одинаковым сплетении ериков, водных тропинок, проложенных между камышей и как понимает, где нужно повернуть. Тот объясняет, что, попади он в Москву, также быстро бы заблудился. А ерики - это родной для Саши город со своими улицами и переулками, где с детства знакомо каждое дерево, каждый камыш. Это такой огромный водный мегаполис, почти астраханская Венеция, населенная рыбой на нижних этажах и орланами, лебедями, цаплями и множеством других пернатых - на верхних.

Фото: Евгений Шестаков

Этот город настолько многолик, многообразен и переменчив, что гостевать в нем не приедается. Но в этом городе есть свои законы, и их незнание не освобождает от ответственности. Например, даже летом, не говоря о зимнем времени, на зимовальных ямах запрещена рыбалка. Но никаких указателей, какая из ям на ериках зимовальная, а какая нет, приезжий рыбак не найдет. Раньше, объясняет егерь Александр, на этот счет еще стояли плакаты, но, видно, со временем они сплыли в буквальном смысле слова. А штраф за ловлю того же сома на зимовальной яме немаленький.

Ради этой водной Венеции мы уже не первый раз приезжаем в Астраханскую область. Приезжаем в разное время - зимой, летом, осенью. И каждый раз открываем новый для себя мир местной природы с его хрупкой сезонной красотой, наполненной, как в огромном парфюмерном бутике, бесконечным разнообразием ароматов, красок и звуков. Все это совершенно не приедается и, вернувшись в Москву, сразу начинаешь скучать по этому далекому водному миру.