Еще на прошлой неделе, во время своего выступления в Киеве, канцлер Германии Олаф Шольц, поддержав предоставление Украине статуса кандидата, отметил, что Евросоюз должен подготовиться к очередному расширению, проведя реформы своих институтов и процедур. Какие именно это должны быть реформы, Шольц объяснять не стал, но вместо него это сделали немецкие СМИ. Как сообщила газета Die Welt, в ведомстве канцлера подумывают о том, чтобы начать принимать важные решения в Евросоюзе большинством голосов, вместо действующего принципа единогласия, а заодно и об изменении подходов к формированию Еврокомиссии и Европарламента - с тем, чтобы расширить представительство в этих институтах крупных стран. "Такие густонаселенные страны, как Германия, сейчас находятся в невыгодном положении, по сравнению с более мелкими", - отмечало издание.
В настоящее время решения в Евросоюзе, касающиеся его внешней политики, безопасности и обороны, принимаются только с согласия всех 27 стран-членов. Чем это может обернуться на практике, наглядно продемонстрировала недавняя история с шестым пакетом санкций против России, который Венгрия фактически в одиночку длительное время блокировала, не желая соглашаться на нефтяное эмбарго. Подобные проблемы постоянно возникали и раньше, просто нацеленные на достижение компромиссные переговоры проходили обычно закулисно, без вынесения на публику. Но принимаемые таким образом компромиссные решения получаются в итоге "половинчатыми" или просто невнятными, а весь процесс отнимает много времени и сил. Собственно, это и есть одна из главных проблем Евросоюза, из-за которой он никак не может выстроить свою внешнюю и оборонную политику.
Берлин еще несколько лет назад начал настойчиво предлагать отказаться от принципа единогласия в пользу принятия решений квалифицированным большинством. Для Германии выгоды в данном случае очевидны - сформировать такое большинство без участия крупных западных стран ЕС практически невозможно, а вот отсечь от процесса несколько мелких "блокировщиков" вполне реально. Правда, для изменения процедуры тоже необходимо единогласное решение всех 27 стран, и до сих пор главными противниками такой реформы были восточноевропейцы. Они вполне обоснованно опасались, что отмена права вето ослабит их влияние в ЕС, заставив подчиняться воле Парижа и Берлина.
Сейчас Германия получила в свои руки сильный козырь в виде вопроса о кандидатском статусе для Украины, на положительном решении которого настаивают в первую очередь именно восточные страны Евросоюза. Сразу после возвращения из Киева Шольц предложил упростить процедуру принятия в ЕС новых членов и отменить с этой целью принцип единогласия. "Необходимо модернизировать структуры и процессы принятия решения в ЕС. Не все, что сегодня требует единогласного решения, должно и в будущем решаться единогласно", - говорил канцлер в интервью агентству dpa.
Шольц, по его собственным словам, намерен поднять эту тему уже на предстоящем на этой неделе Европейском совете, где будет обсуждаться, в том числе и кандидатский статус для Украины. В случае, если против предоставления такого статуса выступят одна или несколько стран, что совсем не исключено, Берлин вполне может поставить вопрос ребром - либо ЕС отказывается от принципа единогласия, либо решение вопроса о кандидатстве, не говоря уже про полноценное вступление, затягивается на неопределенное время. Тем более, что сейчас у Германии есть не только украинский аргумент, но и еще недавнее решение Европарламента, также рекомендовавшего провести кардинальную реформу ЕС и отказаться от принципа единогласия.
Отмена принципа единогласия не просто изменит расстановку сил внутри ЕС. Это станет еще серьезным шагом к превращению Евросоюза в конфедерацию с единой внешней и оборонной политикой. Польша и другие восточные страны, не желающие жертвовать своим суверенитетом в пользу углубления интеграции, всегда были против такого сценария, но сейчас Германия, по сути, предлагает им сделку, от которой сложно будет отказаться - возможное вступление в союз для Украины в обмен на кардинальную реформу самого ЕС.