Бронеавтомобиль для эвакуации раненых с поля боя "Линза" начал поступать в российскую армию два года назад. Специальная военная операция на Украине стала для санитарного автомобиля суровым испытанием на прочность. Журналистам "РГ" выпала возможность испытать боевую "скорую помощь" на бездорожье Луганской народной республики.
В качестве гида выступил начальник отдельного аэромобильного медицинского отряда ВДВ, майор Юрий Бровко.
- Автомобиль уже прошел боевое крещение и прекрасно справился со своей миссией - спасением раненых под обстрелом противника, - сказал 32-летний офицер-хирург.
Первое, что поражает в машине с красным крестом на борту, - это просторное внутреннее отделение, где хватает места экипажу и раненым. Всего боевая "скорая помощь" вмещает до четырех раненых в лежачем положении и до шести человек сидя. Это помимо экипажа, который состоит из водителя, фельдшера и санитара.
Санитарный автомобиль изготовлен на базе броневиков семейства "Тайфун" с колесной формулой 4 на 4. Соответственно "Линза" имеет хорошую противоминную и баллистическую защиту. Например, V-образная форма днища позволяет эффективно рассеивать энергию взрыва и отводить в сторону осколки. В итоге, корпус выдерживает подрыв на взрывном устройстве мощностью до 8 килограмм в тротиловом эквиваленте под любым из колес. Бронирование третьего класса защиты легко выдерживает попадание из стрелкового оружия, вплоть до пулеметной очереди.
Однако вес полностью снаряженной машины превышает 15 тонн. Было интересно на практике узнать, как с такой массой справляется автомобильный двигатель, какова скорость и плавность хода. Мы садимся в кабину. Санитарный автомобиль плавно набирает ход.
- Обратите внимание на 80 километрах в час машина себя прекрасно "чувствует" и легко управляется. Да, вес автомобиля более 15 тонн. На нем достаточно комфортно и мягко ездить на любом типе покрытия. Вот съезжаем на бездорожье и идем со скоростью 30 километров в час, а тряски в санитарном отделении не ощущается и раненым можно оказывать помощь в комфортных условиях, - говорит Юрий Бровко.
Секрет плавности хода обеспечивает специальная гидропневматическая подвеска.
Однако и это не предел. Благодаря дизельному двигателю мощностью 350 лошадиных сил полноприводный автомобиль в состоянии разогнаться по шоссе до скорости 105 километров в час. Двух баков дизельного топлива емкостью 180 литров каждый достаточно, чтобы обеспечить машине запас хода не менее одной тысячи километров.
У санитарного автомобиля много новых возможностей: например, водитель может управлять "Линзой" в темноте и с выключенными фарами, так как изображение со специальных "ночных" камер передается на монитор у приборной панели. Кроме того, на крыше имеется мощная лебедка, которая поможет, например, вскрыть люк поврежденного танка и эвакуировать его экипаж. Раньше это делалось вручную.
Кроме того, санитарный автомобиль может использоваться для перевозки различного имущества и развертывания на его базе медицинского пункта батальона.