Этот совместный с Третьяковкой проект "Выставка одной картины" придумала художественный руководитель Кафедрального собора Вера Таривердиева в 2018 году. С тех пор калининградцы смогли увидеть три оригинальных полотна великих русских художников: "Московский дворик" Василия Поленова, "У открытого окна. Портрет дочерей Ф.И. Шаляпина" Константина Коровина, "Импровизацию 7" Василия Кандинского.
Живописные шедевры, которые экспонируются раз в году в течение месяца, сопровождаются шедеврами музыкальными, таков замысел проекта: синтез искусств - изобразительных, музыкальных, архитектурных. На открытии выставки на одной сцене с картиной, под томными взглядами благородных девиц, звучали произведения Бетховена, Шуберта, Моцарта и других российских и зарубежных авторов конца XVIII века в исполнении ансамбля старинной музыки Les Moscovites и калининградских музыкантов. На закрытии 17 июля знаменитые "Виртуозы Москвы" под руководством Владимира Спивакова исполнят Генделя, Вивальди, Элгара, Грига и Респиги в сопровождении титулярных органистов Кафедрального собора.
- Это уникальный проект, один из наших любимых, и не только в силу удаленности Калининграда от Москвы, в первую очередь - это само сакральное пространство собора, где всегда звучит музыка, - говорит главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова. - Выбор картины - это выбор Третьяковской галереи, музыкальная составляющая проекта - это выбор коллектива собора. Один из критериев - это должна быть очень знаковая, узнаваемая картина одного из художников, которые составляют славу русского искусства, частица Третьяковской галереи.
- Сама картина провоцирует музыкальную программу, это все-таки должен быть шедевр, который воспламеняет музыкальную фантазию, - добавляет Вера Таривердиева.
Две девушки на картине музицируют: одна держит ноты, другая - небольшую гитару. Такую же демонстрирует руководитель ансамбля Les Moscovites Филипп Нодель, поясняя: "Это копия инструмента, изображенного на этой картине, - романтическая гитара начала XIX века, она прозвучит в концерте". А что же играют княжны? На загнутом уголке нотного листа музыканты разглядели фрагмент французского романса и подобрали похожий для исполнения в Калининграде.
Бесценное произведение искусства защищено от механических повреждений специальным музейным антибликовым стеклом. А еще - страховкой, сумму которой Татьяна Городкова озвучивать не стала, подчеркнула лишь, что страховой полис оформляется по формуле "от гвоздя до гвоздя": в него включены все риски, от момента снятия картины со стены в экспозиции Третьяковской галереи до момента ее возвращения на место. Сейчас полотна в Калининград доставляются самолетом, но в перспективе поплывут морем, на пароме. По словам главного хранителя, Третьяковка в августе планирует в эксклаве еще один проект, более масштабный, где будут представлены крупноформатные произведения, которые уже просто не впишутся в габариты люка самолета.