Михаил Швыдкой: Только государство сможет привлечь на рынок киноленты дружественных и нейтральных стран

Название фильма, ставшее заголовком этих заметок, похоже, стало суровой реальностью нашего кинопроката. После ухода с российского рынка продукции крупнейших американских кинокомпаний посещаемость кинотеатров упала более чем в два раза. И эта тенденция умножается с каждым днем. Региональные кинотеатры сокращают количество часов работы, а то и вовсе закрывают залы в будни и открывают их для зрителей только в выходные дни. Специалисты предполагают, что ожидаемые доходы кинотеатральных сетей в нынешнем году сократятся более чем на 11 миллиардов рублей.

На ХХV Петербургском экономическом форуме и, что называется, на его "полях" эту проблему обсуждали профессионалы и зрители, и выводы были весьма пессимистичны. А ведь речь идет об еще недавно успешной отрасли экономики, в которой занято более 35 тысяч работающих. И, конечно, о важнейшей сфере социальной индустрии, которая еще в апреле 2021 года привлекала 10,65 миллиона зрителей. Конечно, можно обсуждать качество существовавшего тогда репертуара, сетовать на засилье массовой зарубежной продукции. Но, как говорил великий русский историк В. О. Ключевский, массовое искусство полезно уже тем, что отвлекает людей от чего-то еще более скверного.

По прогнозам специалистов доходы кинотеатральных сетей в этом году сократятся на 11 млрд рублей

Уже сегодня количество кинозалов сократилось более чем на шестьсот единиц. И хотя на плаву к середине мая нынешнего года держалось более 3600 кинозалов, очевидно, что к концу лета их количество станет заметно меньше. Правительство, активно поддержавшее российские киносети во время пандемии в 2020 год, отклонило просьбу Ассоциации владельцев кинотеатров о выделении 6,5 миллиарда рублей для поддержания отрасли. Также чрезмерными показались предложения о сокращении страховых взносов для работающих и иные налоговые льготы. Только московские власти предложили программу поддержки киносетей, работающих в городе, выделив до 50 миллионов рублей каждой для приобретения лицензий на показ отечественных фильмов. Но это лишь отчасти смягчит удар, полученный рынком, - как известно, российские кинопроизводители занимали его чуть более чем на четверть. И даже если ударными темпами наращивать кинопроизводство, то результаты в лучшем случае можно ощутить через год-полтора, а то и два. Но на это потребуются значительные средства (много большие, чем сегодня есть у Министерства культуры России и Фонда кино), и, что не менее, а то и более важно, квалифицированные профессионалы всех творческих профессий (прежде всего сценаристы и режиссеры), способные создавать кинокартины, привлекательные для зрителя. И, наконец, что тоже существенно, надо будет наращивать объемы и качество техники, необходимой для всего законченного цикла производства, а ее придется закупать за рубежом. Но чем интенсивнее будет увеличиваться доля российских фильмов в репертуаре кинотеатров, - а она, при счастливом стечении обстоятельств, может вырасти до 40-45 процентов, - тем важнее окажется сохранение сетей в том объеме, какой существовал в допандемическом 2019 году. Замечу при этом, что и тогда по количеству кинозалов и, соответственно, по количеству мест на душу населения Россия заметно уступала Франции, где национальные фильмы на протяжении десятилетий занимают половину кинотеатрального репертуара.

Разумеется, существуют разные способы сохранения числа кинозалов в стране, - вплоть до привлечения новых отечественных инвесторов. Но в любом случае важно понимать, что развитие национальной киноиндустрии, национального киноискусства без сохранения и - в перспективе - увеличения количества кинозалов, дело пустое. Без этого произведенные фильмы, какого бы качества они ни были, не дойдут до зрителя и никогда не окупятся.

Без увеличения числа кинозалов произведенные фильмы не дойдут до зрителя и не окупятся

В 2000 году, когда скудный бюджет не давал возможности одновременно финансировать и производство картин, и увеличение количества современных кинозалов (а их на всю страну тогда было всего 150!), приняли вынужденное решение на порядок увеличить количество государственных средств, выделяемых на создание отечественных фильмов. И одновременно в достаточно непростой борьбе отклонили все предложения о квотировании зарубежного репертуара. Эта была единственная возможность не только поддержать владельцев создающихся киносетей, но и дать им мотивацию для технологического развития, так как крупные западные компании в это время перестали давать свои лучшие фильмы в залы без современного по тем временам кинооборудования. Зарабатывая на американских фильмах, собственники сетей расширяли количество залов. Когда их число приблизилось к двум с половиной тысячам, в них свою достойную нишу заняли отечественные ленты. Увеличение национального репертуара и рост числа кинозалов происходили одновременно. К 2008 году доля российских фильмов в репертуаре кинотеатров - по количеству названий и по кассовым сборам - перевалила за 25 процентов. Частно-государственное партнерство дало свои ощутимые результаты. В нынешних условиях надо искать схожие решения.

Полагаю, что стоит прислушаться к экспертам, которые считают возможным создать некую государственную компанию, занимающуюся "принудительным лицензированием" кинопродукции из недружественных стран, сохраняя все отчисления от их проката в рублях для последующих расчетов. На ближайшие два-три года будет заполнена образовавшаяся лакуна в репертуаре кинотеатров, что даст возможность сетям в это сложное время, что называется, поддержать штаны. И, конечно, только государство сможет в нынешних условиях привлечь на российский рынок киноленты дружественных и нейтральных стран. Все это - вместе с ощутимым увеличением числа российских фильмов - может сделать кинотеатры вновь привлекательными для зрителей. Трудная, но решаемая задача.