21.06.2022 19:05
    Поделиться

    Кто займет место IKEA и что будет с общепитом после ухода "Макдоналдса"

    Поставщики и сотрудники IKEA не останутся без работы, а на заводы наверняка найдется покупатель. Об этом и многом другом в интервью "Российской газете" рассказал статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
    IKEA на российском рынке мебели занимала не больше 5%. Дефицита из-за ее ухода уж точно не случится.
    IKEA на российском рынке мебели занимала не больше 5%. Дефицита из-за ее ухода уж точно не случится. / EPA

    Что будет с российскими заводами IKEA, сотрудниками предприятий и магазинов после ухода компании с рынка? Ждать ли дефицита мебели и товаров для дома?

    Виктор Евтухов: Не будем драматизировать ситуацию. IKEA - формат, который любим частью наших соотечественников. Но свято место пусто не бывает. У нас есть другие торговые операторы, которые наверняка подхватят освободившуюся часть рынка. Это "Леруа Мерлен", "Петрович", Hoff, "Максидом" и т.д. Да, IKEA - это непростой формат, который сложно репродуцировать, никто в мире этого не сделал. Но я допускаю, что кто-то в нашей стране попробует создать такое же.

    За поставщиков тоже переживать не стоит. IKEA предъявляла повышенные требования к российским производителям, поставлявшим продукцию в их магазины. Предприятия, которые работали с IKEA, обладают великолепными компетенциями с точки зрения организации производства, качества продукции, дизайна. Поэтому уверен, что они найдут своих контрагентов и те компании, которые будут заинтересованы в их продукции для реализации на розничном рынке.

    Что касается четырех российских заводов, которые продает IKEA. Это хорошие предприятия: высокотехнологичные, современные, выпускают востребованную продукцию. Если компания предложит правильную цену, то покупатель, без сомнения, найдется.

    Часть сотрудников действительно сокращена. Но выходной пакет очень комфортный - им выплатят зарплату за семь месяцев. Это даст возможность не торопясь найти новое место работы. Не сомневаюсь, что все они найдут достойную работу. Потому что требования к персоналу у IKEA тоже были высокие. Это все высококвалифицированные работники. Сегодня на рынке таких сотрудников не так много. К тому же, так как IKEA уже три месяца не работала, часть персонала, думаю, предполагала, что сокращение возможно. И IKEA не запрещала им, получая зарплату от самой компании, работать в других местах и искать применение своих профессиональных качеств на новом месте.

    Кстати, "Мега" не закрывается, то есть IKEA таким образом, по сути, говорит: "Мы оставляем возможность себе вернуться". Компания сокращает свое присутствие на российском рынке очень толерантно: никаких политических заявлений, все по делу.

    Общались ли с новым владельцем экс-"Макдоналдса"? Какова дальнейшая судьба сети? Много ли российских поставщиков окажутся не у дел из-за смены собственника?

    Виктор Евтухов: Мы не только встречались с владельцем, мы полностью контролировали эту ситуацию. "Макдоналдс" предъявил правильные условия сделки: они потребовали от нового владельца сохранить зарплату, персонал, поставщиков, но убрать свой бренд, изменить упаковку и какие-то позиции в меню. Новый владелец при этом ранее обладал одноименной франшизой: он понимает, что такое "Макдоналдс", как с этим работать. Да, ему досталось сложное хозяйство - огромная сеть с большим числом клиентов. Внимание и востребованность большие. Мы все видели, что творилось на новом открытии "Вкусно - и точка". Думаю, от смены собственника и названия никто не пострадает. Ничего страшного в смене бренда нет. К тому же для нашей страны это была не самая жизненно необходимая история, если честно говорить. У нас свой отечественный общепит очень неплохо развит. Уход одного участника рынка - это всегда новые возможности для других компаний, которые хотели бы развивать сферу общественного питания, особенно фастфуд.

    Пока никто в мире не повторил формат IKEA. Не исключено, что в России кто-то попробует создать похожее

    Мы будем помогать новому владельцу, если это понадобится. Для нас главное - чтобы не было сокращений персонала и чтобы поставщики (а они на 95% российские) не потеряли возможность поставлять свою продукцию в рестораны сети.

    Есть информация, что многие партнеры "Макдоналдса" повышают цены для нового владельца...

    Виктор Евтухов: На месте тех же арендодателей я бы не торопился это делать. Сегодня рынок арендатора, а не арендодателя. Все торговые центры говорят, что трафик снижается, уходят якорные арендаторы. Поэтому надо договариваться на нормальных условиях и дать возможность новому формату (а это все равно будет немного новый формат общепита) встать на ноги и развиваться. Где это понадобится, будем просить регионы (предприятия сети находятся во многих регионах нашей страны), чтобы местные власти тоже помогали вести такие переговоры.

    Высказываются мнения, что к концу года открытие новых ресторанов сократится на 10-15%, вместо них будут появляться низкобюджетные кафе. Согласны?

    Виктор Евтухов: Главное - чтобы качество соблюдалось. У нас есть Роспотребнадзор, который великолепно отслеживает вопросы, связанные с качеством. Если качество будет достойным, так это даже хорошо, что появится больше низкобюджетных кафе. В общепите, как и в торговле, должны быть все форматы для различных потребителей. Поэтому тут я никакой трагедии не вижу. Главное, что мы на сегодняшний момент способны обеспечить в достаточном количестве разнообразными по формату точками общественного питания все регионы без исключения.

    На маркетплейсах началась продажа товаров из списка параллельного импорта. Где гарантии того, что это оригинальные товары? Не будет ли увеличения контрафакта?

    Виктор Евтухов: Товары, которые подлежат обязательной маркировке, должны маркироваться и в случае, если они продаются на маркетплейсах, и в случае, если завозятся по правилам параллельного импорта. А маркировка, как известно, - это инструмент борьбы с контрафактом. Кроме того, за ситуацией следят контрольно-надзорные органы.

    Ну а смысл параллельного импорта понятен: так можно привозить продукцию через другие страны, минуя разрешение правообладателя. Это нормальная история. Сейчас, например, Zara начала продаваться на Wildberries - очень хорошо. Zara приостановила свою работу в стране, пока не возвращается. А многим нашим гражданам нравился этот бренд.

    Другое дело, что у каждого продукта, у каждого бренда есть своя цена, к которой привык потребитель. Если Zara будет стоить космических денег, как это встречается сейчас на том же Wildberries, то никто ее покупать не будет. Значит, будут другие компании, которые, если захотят, привезут ту же Zara дешевле и будут продавать ее в мультибрендовых магазинах. Это только один пример на слуху. Позиций для параллельного импорта много. На этот счет есть правительственный акт. Каждый может с ним ознакомиться и при желании заняться этим родом деятельности.

    Поделиться