21.06.2022 11:35
    Поделиться

    Ученые объяснили популярность "мыльных опер"

    Ученые Тюменского государственного университета исследовали сериалы разных стран и объяснили их особенности.

    По версии исследователей, сегодня Латинская Америка, Турция и Россия - основные производители мелодраматических сериалов. Поэтому ученые обратили свое внимание на продукты именно этих стран.

    В статье объясняют востребованность "мыльных опер" тем, что они транслируют консервативные и популярные в обществе ценности и установки героев. При этом, когда зритель смотрит сериал, он получает представление о обществе, человеке, истории и быте в этой стране. Видео конструирует ту или иную реальность.

    Несмотря на то, что при этом мы как бы оказываемся, например, в другой стране, все телемелодрамы сделаны по одним и тем же шаблонам. Хотя различия, конечно, есть.

    Латиноамериканцы - первопроходцы жанра. В России их сериалы стали популярны благодаря тому, что зрители смогли для себя открыть далекий континент через наивные и сентиментальные истории любви. Герои таких сериалов узнаваемы, и их можно легко разделить на богатых и бедных. Демонстрируется острая социальная проблематика: материальное расслоение, низкий уровень жизни части населения, проблемы безопасности, криминальная атмосфера, ранние браки, безработица, домашнее насилие, жесткий гендерный дисбаланс, жизнь в опасных районах ("Проспект Бразилии", "Красный цвет Бразилии", "Механизм", "Раздвоение личности", "Правила игры", "Невидимый город", "Охотник", "Лабиринт", "В форме закона").

    - На Кубе, подарившей миру первую латиноамериканскую теленовеллу, время просмотра сериалов священно: "Это в России сериалы смотрят, на Кубе в них "живут", - пишут исследователи.

    В турецких сериалах преобладают темы брака, семьи, критикуются архаичные патриархальные ценности. Показывается противостояние восточных традиций и западного образа жизни, разница традиционного уклада в центральной, западной и восточной частях страны ("Черный хлеб", "День, когда написана моя судьба", "В чем вина Фатмагюль?", "Сыла. Возвращение домой", "Любовь и наказание").

    В российских сериалах ученые увидели демонстрацию социального аспекта в специализированных сериалах ("Челночницы", "Станица", "В клетке", "Мажор"). В наших мелодрамах обычно такого нет, там внимание зрителя сконцентрировано на человеческом и душевном аспекте. Другая особенность отечественного сериального производства - значительное количество исторических телепроектов ("Годунов", "Раскол", "Крылья Империи", "Екатерина", "Тобол", "Грозный", "Петр Первый. Завещание", "Демон Революции", "София", "Романовы", "Жуков", "А.Л.Ж.И.Р.").

    Исторические сериалы производят и в Бразилии, например, показанный на отечественном экране телепроект "Земля любви, земля надежды" о судьбах итальянских переселенцев, а также в Турции о времени правления султанов Блистательной Порты ("Великолепный век", "Завоеватель", "Великолепный век. Империя Кесем", "Фатих", "Хюррем Султан").

    Сериалы показывают более насыщенную событиями действительность, чем она есть в реальности. Они - неотъемлемая часть жизни зрителя, который погружается в искусственную реальности и условно занимает место одного из главных героев, узнает его мотивацию, объясняет поступки, подтверждает или оспаривает его стратегию.

    Тюменские ученые сделали вывод, что сегодня сериал становится перспективным социальным и национальным проектом, претендующим на одну из доминантных позиций в современном культурном контексте.

    Поделиться