Артиллерийские позиции мотострелковой бригады Южного военного округа находятся в Волновахском районе ДНР. Богами они конечно себя не считают, но дело свое изучили досконально. Укрепления, техника и живая сила противника уничтожаются регулярно.
Добираемся до позиций артиллерии проселочными дорогами. Самоходки "Гвоздика" замаскированы в лесу. Рядом - бескрайние поля с созревающей пшеницей. "Видимо, в этом году урожай здесь собирать не получится, села-то мы освобождаем, но чтобы на поле вышла техника, нужно быть уверенным, что противник не оставил при отступлении сюрпризов в виде мин и растяжек", - говорят артиллеристы.
Гвоздят ребята из своих "Гвоздик" по позициям и бронетехнике националистов, которые сейчас находятся на угледарском направлении. До позиций противника чуть больше 10 километров, поэтому боевая работа должна идти четко и без сбоев. Ударил по цели, затем быстро поменял позицию или, как называют этот маневр артиллеристы, совершил перекат. Иначе сразу попадешь под ответный огонь.
Деревья в леске, где замаскирована наша бронетехника, все посечены осколками. Это показывает, что противник старается не оставить без ответа работу российской артиллерии.
Как рассказывает Ильдар Ибрагимов, командир расчета самоходной артиллерийской установки "Акация", противник ведет себя агрессивно, но российские артиллеристы подавляют эту агрессию ответным огнем, и это хорошо получается. "Как только они начинают обстрел наших позиций, мы работаем еще интенсивнее. Работаем и днем и ночью. На днях в три часа ночи они попытались пойти в наступление, мы это быстро пресекли", - рассказал Ильдар.
"В зависимости от задач мы стреляем приблизительно час. Потом меняем позицию. Они стоят недалеко от нас, чуть больше 10 километров, а чем противник ближе, тем быстрее надо совершать перекат, то есть уйти с точки, где мы стреляли", - пояснил боец.
Ильдар находится на Украине с самого начала специальной военной операции. Воевал сначала под Мелитополем, затем пошел дальше по Запорожской области, выполнял боевые задачи под Волновахой. Сейчас ведет бои за Угледар.
"По нам ведут огонь из реактивных систем залпового огня "Град" кассетными боеприпасами, и орудий калибра 152 миллиметра. Из орудий сейчас стреляют намного меньше, чем раньше", - говорит Ильдар.
Украинские военные стреляют по позициям артиллерии из "Градов", чтобы увеличить поражение квадрата, из которого по ним велся огонь. По рассказам военных, точность выстрелов артиллеристов ВСУ из ствольных орудий сейчас сильно упала. Ролики о том, как они четко, быстро и слаженно стреляют, которые националисты выкладывают в интернет, вызывают улыбку у наших ребят. В артиллерийских дуэлях противник сейчас себя так не ведет. "На данный момент можно уверенно говорить, что уровень подготовки противника ниже, чем у нас", - убежден Ильдар.
Дивизион готовится к боевой работе, обнаружена позиция пехоты противника. Расчеты "Акаций" сноровисто погружают в самоходки снаряды. Звучит команда "к бою, залп" и барабанные перепонки закладывает от выстрела "Акаций". Машины уходят на смену позиций, мы едем следом. Через какое-то время в поле слышно несколько разрывов от прилетевших с той стороны снарядов. "Пошла ответочка, минометы работают, но с точностью у них проблемы", - говорят артиллеристы.
Гвардии лейтенант Иван Рыбалко, старший офицер самоходной гаубично-артиллерийской батареи мотострелковой бригады Южного военного округа, рассказывает, что позиции ВСУ находятся неподалеку. Работает противник в основном реактивной артиллерией. Но с недавних пор у них были замечены три орудия американского производства М777 калибра 155 миллиметров, или, как их уже прозвали в войсках, "три топора".
"Обстреливают они нас каждый день, но точность, как видите, невысока. Мы успеваем выполнить противоогневой маневр. Тем самым сохраняем боеспособность подразделений и пытаемся накрыть ответным огнем позиции раскрывших себя гаубиц противника в кратчайшие сроки. Результаты есть.
Мы уничтожали боевые машины реактивной артиллерии БМ-21 "Град", - рассказал офицер. По его словам, до американских "трех топоров" пока артиллерия не добралась, так как они ведут стрельбу с максимального удаления. Это расстояние в 25-26 километров. "Как артиллерист, я первый раз столкнулся с применением гаубиц М777. Когда они появились и начали работать по нам, было сразу понятно, что работают орудия не советского производства. В первую очередь не было характерного свиста подлета снарядов. Даже не было слышно выстрела. Такое ощущение складывалось, что выстрел одновременно с разрывом происходил. Еще один нюанс - они стреляют залпами из трех орудий, одно орудие они не используют", - объяснил офицер. Иван считает, что эффективность поражения американских орудий не отличается от наших гаубиц.
Говоря о тактике ВСУ, офицер отметил, что противник старается вести контрбатарейную борьбу используя радары американского производства.
"После первого выстрела они сразу нас засекают, определяют координаты наших позиций и работают залпами из трех орудий. Поэтому нам нужно после выстрелов совершать противоогневой маневр, уходить с места выстрела на расстояние в несколько километров", - поясняет офицер.
Стрельба со сменой позиции зависит от характера целей, по которым работает наша артиллерия. Если цель бронированная, то по ней нужно выпустить больше снарядов, соответственно, затягивается время переката. "В среднем, по практике, огневой налет идет минут десять. Потом мы выполняем противоогневой маневр и занимаем позицию для работы по следующей цели", - пояснил Иван.
Офицер рассказал, что российские средства контрбатарейной борьбы - это комплексы разведки и контроля стрельбы "Зоопарк" - зарекомендовали себя с очень хорошей стороны. Этот радиолокационный комплекс предназначен для разведки огневых позиций ракетно-артиллерийских средств противника.
"Зоопарк" выполняет расчет траекторий ракет и снарядов, способен корректировать огонь своей артиллерии, следить за воздушным пространством и даже вести контроль за беспилотниками.
Как говорит офицер, также во время боев на Украине очень пригодилась тактика разведывательно-ударных контуров, которую артиллеристы Южного военного округа регулярно отрабатывали на учениях. Эта тактика показала свою эффективность в боевых действиях.
"Запускается беспилотник, который изучает позиции противника и скидывает координаты. Мы работаем с оператором БПЛА, он нам дает координаты цели, координаты разрывов и наблюдает степень поражения этих объектов. Это очень эффективно, так как можно наглядно видеть результат своей работы", - рассказал Иван.
Коллега Ивана, лейтенант Ярослав Ромзюк, командир второго огневого взвода самоходной гаубично-артиллерийской батареи, на Украине также с 24 февраля.
Говорит, что боевые действия сильно отличаются от учений. "Если честно сказать, поначалу я терялся. Но со временем набрался боевого опыта, сейчас прошел страх, даже когда находишься под обстрелом на огневых позициях. Появилась уверенность в своих действиях. Я знаю, что нужно побыстрее отстрелятся, сделать перекат, и тогда никакие "прилеты" в твою сторону не страшны", - признается офицер.
Ярослав рассказывает, что тяжелее всего ему пришлось в конце зимы - начале весны: "Самое начало, первый месяц. Это был самый трудный месяц. Еще точно не знал, как нужно вести боевые действия. У противника тогда было больше артиллерии. Сейчас мы ее подавили".