В магазинах появилось вино в алюминиевых банках

В алюминиевых банках теперь можно купить не только пиво, но и приличное европейское вино. Из-за роста цен на энергоносители в ЕС их виноделы вынуждены искать альтернативную упаковку, ведь бутылка стала обходиться дороже самого вина. Впрочем, эксперты считают, что у баночного вина в России мало перспектив: дело не только в привычке - вино в банке может менять вкус. Кроме того, у большинства потребителей банка больше ассоциируется с дешевыми спиртными напитками вроде пива, чем с качественным вином.
Раньше в алюминиевых банках продавались только пиво и коктейли, теперь в банки разливают даже дорогое вино.
Раньше в алюминиевых банках продавались только пиво и коктейли, теперь в банки разливают даже дорогое вино. / Getty Images

О начале импорта в Россию вина в алюминиевых банках "РГ" рассказала директор по импорту виноторговой компании Fort Дарья Сологуб. По ее словам, больше всего сейчас завозят баночного вина из Венгрии, а также из Италии. Мода на баночное вино появилось в Европе еще в ковид - потребителю было важно покупать продукты в упаковке для одного человека. А сейчас в ЕС из-за роста цен на энергоносители бутылки выросли в цене чуть ли не в несколько раз. Алюминиевые банки производить проще и дешевле, поэтому в банку упаковывают теперь не только пиво и коктейли, но и качественное сортовое и игристое вино, говорит Сологуб. По ее мнению, у банки есть свои преимущества. Так, для хранения вина в банке необходимо гораздо меньше консерванта - оксида серы, чем для хранения в бутылке. Алюминиевая банка лучше сохраняет свойства вина. Ее не надо держать в темном месте, как вино в бутылке. Вино меньше портится, не теряет своих цветовых и вкусовых качеств.

Главной проблемой для производителей бутылок и в целом стекла в Европе стал одновременный рекордный рост цен на электричество и ископаемое топливо, на чем работают печи для производства стеклянной тары. Фактически сейчас себестоимость товара растет вне зависимости от способа производства. Не важно, современное оно или с использованием старых "дедовских" методов - конечный продукт будет дорожать. Так, угля Европе не хватает, импорт из России запрещен с августа этого года, а цены на него уже сейчас находятся на пике (390 долларов за тонну). Газ в странах Старого Света сейчас также в дефиците. Фактически из России Европа получает лишь треть от обычных объемов экспорта. Цена на него в среднем в этом году остается выше 1000 долларов за тысячу кубометров и праздником считается, когда она опускается к 900 долларам. В прошлые года высокой ценной газа на бирже считались котировки - 300-400 долларов за тысячу кубометров. При этом газ и уголь остаются главными источниками для производства электричества в Европе, Россия была их основным поставщиком. Сейчас в результате снижения импорта из нашей страны на рынке образовался дефицит предложения, из-за чего растут цены на них и, соответственно, на электричество.

В структуре производства стеклянной тары затраты на энергоносители традиционно составляли около 20-25%, сейчас же они увеличились до 35-65%. Производство стеклотары само по себе достаточно энергозатратное, отмечает партнер практики стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков. По данным Всемирного банка, мировые цены на электроэнергию в этом году могут вырасти более чем на 50%, что однозначно скажется на удорожании производства стеклотары в Евросоюзе, считает эксперт.

Меньше энергии требует производство пластиковой тары для вина. Но как отметил первый вице-президент "ОПОРЫ России" Павел Сигал, мировой тренд на использование экологичных многоразовых упаковок фактически исключает возможность изготовления винной тары из пластика тех классов, которые не подлежат переработке.

Алюминиевые банки проще производить, но в отличие от бутылки для хранения вина в ней нужно специальное напыление

Остаются алюминиевые банки. Их производство также энергозатратно, но не настолько, как изготовление стеклянных бутылок (расходы ниже приблизительно на 30%). К тому же алюминиевые банки можно переработать на 100%, а стеклянные бутылки лишь на 80%. Причем чтобы сделать банку из переработанного алюминия, нужно на 95% меньше энергии, чем для производства ее из нового сырья. У стекла такой разницы нет, расход энергии остается прежним.

В этой ситуации европейские виноделы также пытаются закупать стеклянные бутылки в России. Но если для водки прозрачная тара сейчас экспортируется в США, то винные бутылки (оливкового и зеленого цвета) при высоком спросе мы экспортировать в массовом количестве не можем - самим бы хватило, говорит руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. Примерно такая же ситуация с алюминиевой банкой из России: при высоком спросе со стороны ЕС у нас на экспорт ничего не остается - внутренний спрос тоже растет, говорит руководитель сектора "Товары народного потребления" Алюминиевой ассоциации Наталья Куденкова.

При этом значение банки для нашего рынка пока преувеличено, считает Александр Ставцев уже потому, что по цене такое вино все равно в магазинах дороже. При стоимости 300 рублей за 0,25 литра в банке потребителю выгоднее и понятнее купить за эти деньги целую бутылку приличного вина.

Долговременный и массовый переход на алюминиевые банки для розлива вина представляется маловероятным как в России, так и за ее пределами, соглашаются в Россельхозбанке. Потенциальная емкость этого сегмента на российском рынке вина составляет не более 1%, оценивают в банке. Сейчас граждане России употребляют около 7 литров вина (порядка 10 бутылок) на человека ежегодно. Для абсолютного большинства производителей установка отдельной технологической линии для производства баночного вина, скорее всего, будет нецелесообразной. При этом у банки есть существенные недостатки. Для использования алюминия в банках требуется специальное напыление, которое предотвращает прямой контакт вина и алюминия. Тем не менее вино в банках все равно может менять свой вкус, поскольку вкусовые ощущения субъективны и зависят от используемой тары. Также потреблению качественного вина сопутствует определенный, зачастую романтический, эмоциональный фон, а банка у большинства потребителей ассоциируется с недорогими массовыми напитками, такими как пиво, считают эксперты банка.