Мариупольский порт понемногу приходит в себя после того как стал заложником боевиков из полка "Азов" (террористическая организация, запрещенная в РФ - прим. ред.). Конечно, многочисленные разрушения порта сразу бросаются в глаза, однако на объекте помимо российских военных уже появился гражданский персонал. Нельзя сказать, что работа в порту кипит, но первые признаки возрождения уже налицо. Выход в море первого иностранного судна "Азов Конкорд" явное тому подтверждение.
Капитан судна Иван Бабенков рассказал, что этот турецкий сухогруз, порт приписки которого на Мальте, восстановили от повреждений, нанесенных боевиками из "Азова", набран новый экипаж, который состоит из 14 человек, причем обслуживать судно будут российские моряки.
Как выяснилось, капитан Бабенков ранее уже ходил на "Азов Конкорде" в качестве помощника капитана. Говорит, приятно вернуться на знакомый сухогруз уже в качестве капитана. "Благодаря поддержке и слаженным действиям экипажа судно было восстановлено достаточно быстро. Сейчас оно полностью мореходно и готово к работе", - рассказал Бабенков.
По словам капитана, судно выходит из порта без груза и берет курс на Новороссийский порт под погрузку. Дальнейший маршрут сухогруза решит его владелец. "Будем брать по полной грузовместимости - 8,5 тысячи тонн - и следовать по назначению", - пояснил капитан.
Перед выходом в море на судне появляются российские таможенники и пограничники. Идет контрольная проверка сухогруза и экипажа. Затем моряков инструктируют российские военные. "Азов Конкорд" первым из иностранных судов выходит из мариупольского порта, по морскому гуманитарному коридору, поэтому внимание уделяется каждой детали.
Как рассказал командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Виктор Кочемазов, он лично поработал на судне и провел инструктаж капитана и экипажа. В основном обсуждалось взаимодействие экипажа сухогруза и военных на этапе движения из Мариуполя, встреча с боевыми кораблями новороссийской морской базы, движение до Керченского пролива и выход в Черное море.
"По самой гавани и проходному Мариупольскому каналу будет осуществлено сопровождение противодиверсионными силами Новороссийской военно-морской базы. От подходных буев Мариупольского канала до Керченского пролива будет организовано сопровождение боевыми кораблями Новороссийской базы и далее по Керченскому проливу кораблями пограничного управления ФСБ", - уточнил Виктор Кочемазов детали маршрута.
"Ждем в родном Новороссийске судно, с которым мы здесь очень плотно взаимодействовали", - напутствовал экипаж контр-адмирал.
Наконец, судно прошло все необходимые процедуры. К сухогрузу подошли два буксирных катера. Звучит команда: "Отдать швартовы!" Катера оттаскивают судно от причальной стенки, "Азов Конкорд" запускает двигатели и в сопровождении нескольких российских боевых катеров, направляется в море.
По словам российских военных, выход судов в море затягивался в первую очередь из-за того, что они получили значительные повреждения в ходе боев в порту. Некоторые специально были выведены из строя украинскими боевиками, чтобы не допустить их выхода. Тот же "Азов Конкорд" сильно пострадал после того, как на судно ворвались боевики и взяли в заложники экипаж, который преимущественно состоял из россиян. Националисты разгромили капитанский мостик, уничтожили все навигационное оборудование и связь. На других кораблях, находящихся в порту, боевики вели себя не лучше. Несколько судов были вообще уничтожены. Сейчас, по мере готовности кораблей и экипажа, иностранные суда начнут выходить из Мариуполя.
Само разминирование порта было закончено российскими военными 24 мая, и в этот же день министерство обороны РФ объявило о начале работы морского гуманитарного коридора. Судовладельцам понадобился почти месяц, чтобы набрать экипажи, подлатать свои корабли и подготовить их к выходу в море. Планируется, что в течение июня-июля все иностранные суда покинут Мариуполь. Вторым судном, которое покинет мариупольский порт, станет болгарский сухогруз "Царевна". Сейчас судно завершает техническую подготовку и оформление документов для того, чтобы вернуться на Родину. В порту Мариуполя пока остаются пять иностранных судов: "Царевна" (Болгария), "Азбург" (Доминиканская Республика), "Смарта" (Либерия), "Блю Стар" (Панама), "Леди Аугуста" (Ямайка).
Боевое сопровождение российского флота будет у каждого судна, выходящего по гуманитарному коридору из порта. Противодиверсионные катера будут обследовать подходной канал на выходе из Мариуполя на наличие мин. Хотя минной опасности сейчас на маршруте нет, но профилактика должна вестись обязательно. Артиллерийские катера будут прикрывать суда с воздуха во время следования по мариупольскому каналу.