Символ главной боевой машины Красной армии: В Москве показали танк Т-26, отражавший нашествие нацистов в 1941 году

В память о начале Великой Отечественной войны в Москве на выставке "Моторы войны" провели динамический показ легкого танка Т-26. Этот танк - символ главной боевой машины Рабоче-Крестьянской Красной армии на момент нападения Германии.

Уместен вопрос: а, собственно, кто решил, что из всех советских танков именно Т-26 - главный? Ведь сегодня большинство обывателей считают символом войны танк Т-34. Возможно, кто-то вспомнит и тяжелые танки КВ, которые с первых дней войны стали "головной болью" вермахта: их броню не пробивали ни штатные снаряды немецких танков, ни снаряды противотанковой артиллерии... В то же время пробить тонкую броню Т-26 можно было из любого орудия, даже устаревшего. Она так и обозначалась: противопульная.

Все верно, этот легкий танк не обладал талантами легендарных Т-34 и КВ. Его главное достоинство в том, что… он был.

И не просто находился в войсках, а по состоянию на 22 июня 1941 года был самым массовым советским танком на фронте. Ведь "малоуязвимых" КВ в западных округах не наберется и пяти сотен. Исправных Т-34 - около тысячи. А танков Т-26 было десять тысяч!

Вместе с колесно-гусеничным "Быстроходным танком" БТ-7 (их в войсках было 4,5 тысячи) эти два советских легких танка по количеству кратно превышали танки, которые Гитлер бросил против СССР.

Т-26, который завели на выставке "Моторы войны", принадлежит военно-историческому клубу "Капонир". Экземпляр восстановлен из фрагментов боевого танка, погибшего в 1941 году. Что символично.

Танк Т-26 сражался во всех войнах, в которых участвовал Советский Союз (особо отличился в Испании), и формально он прошел всю войну с Германией, успел повоевать с Японией, а потом сражался на территории Китая во время гражданской войны. Причем использовался обеими сторонами. Есть даже фото эвакуированного на Тайвань Т-26. Скорее всего, этот танк сохранился в местном музее. Учитывая нынешний виток напряженности вокруг этого острова, можно сказать, что Т-26 обречен вечно быть в эпицентре событий.

Но при этом большинство экспертов склоняется к мнению, что к началу Великой Отечественной войны Т-26 морально устарел. Танк сняли с производства поскольку он полностью исчерпал потенциал для модернизации. Дело в том, что любой массовый танк эволюционирует, и каждая последующая модернизация неизменно приводит к увеличению веса. В начале 1930-х годов Т-26 весил от шести до восьми тонн и был оснащен 90-сильным бензиновым двигателем. Модификации привели к тому, что к 1940 году танк потяжелел до 10 тонн. Было логично увеличить и мощность движка, что и сделали, но… оказалось, что увеличение числа "лошадей" не приводит к увеличению скорости из-за конструктивных особенностей ходовой и трансмиссии.

Впрочем, недостатки являлись продолжением достоинств танка, как и наоборот. Подвеска опорных катков - тележки на листовых рессорах. "Тележечная" конструкция не позволяла увеличить подвижность машины, маленькие катки быстро забивались снегом и грязью. Но при этом Т-26 отличался невероятной мягкостью хода, фактически это была близкая к идеалу платформа для того, чтобы вести меткий огонь из орудия с хода. Напомню, что ни один танк той эпохи во время движения не мог прицельно стрелять из пушки.

То есть стрелять то, конечно, он мог. А вот попадать в цель - увы. Лишь в ходе Второй мировой войны инженеры придумали стабилизацию танковых пушек, но только в одной плоскости. Полноценные стабилизаторы появились только в 1950-е годы.

А тут - ну не чудо ли? Танк поколения 1930-х идет в бой и без всяких хитроумных приспособлений стреляет и попадает. Просто из-за очень плавного хода.

Скажу больше. Советский Союз тогда был не просто на острие прогресса, а даже "забегал вперед". Хотя Т-26 мы не сами создали, а купили в Великобритании. Создан он фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1928-1929 годах. Британскую армию он не заинтересовал, поэтому танк усиленно предлагали на экспорт. Весной 1930 года комиссия из СССР посетила Великобританию, там ей предложили на выбор две версии: с двумя башнями с 7,7-мм пулеметами и с одной башней, где стояла 37-мм короткоствольная пушка и 7,7-мм пулемет.

Фото: Егор Бадьянов

Советская делегация выбрала танк с двумя башнями.

Зачем танку две башни? До универсальных танков (или, говоря современным языком, ОБТ - основных боевых танков) тогда еще не додумались. У каждого танка была своя миссия. В соответствии с представлением о "войне будущего", конструкторы "Виккерс" создали танк сопровождения пехоты. Большая скорость ему была не нужна, по бездорожью ездил от семи до 10 км/ч, иначе пехотинец отстанет. Основная задача - огнем давить пехоту и пулеметные гнезда противника. Апогей боя: достичь траншеи противника, остановиться и стать "чистильщиком окопов". Читай: поливать огнем вражескую пехоту по ходу траншеи. Но стрелять же надо вправо и влево одновременно, иначе враг гранатами закидает! Отсюда и две башни.

Говорят, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Конструкторы - тоже. Так воевали в Первую мировую: траншеи, окопы. Вторая мировая была совсем иной. Впрочем, отдадим должное нашим конструкторам и генералам: от двух башен на Т-26 достаточно быстро отказались. Когда в СССР на ленинградском заводе "Большевик" наладили по лицензии производство Т-26, то вместо пулеметов установили пушку. Сначала калибра 37 мм, а с 1932 года - 45 мм. С 1933 года отказались от двух британских башен - одной советской вполне хватало.

О названиях. Правильное обозначение танка: Vickers Mk E. Но его так никто не называл. Сами англичане звали его незамысловато: "Виккерс 6-тонный". В СССР он получил обозначение В-26. Ну а позже - Т-26. И на его базе создали массу техники: артиллерийский тягач, 76-мм пушку сопровождения (фактически САУ), транспортер и бронетранспортер, саперный танк-мостоукладчик.

Были и совершенно неожиданные проекты: танк ТН-26, где буква "Н" означала "Наблюдатель". Или Т-26ФТ - танк-фоторазведчик, или, как тогда его называли, "фототанк". Вместо пушки - фотоаппарат и киноустановка.

Но, пожалуй, самые удивительные модификация имели загадочные шифры ТТ, ТУ и ТОС. Сегодня эти аббревиатуры вызовут ассоциации с пистолетом Токарева или их расшифруют как "тяжелая огнеметная система". Мимо! В 1930-е это означало: "Телетанк" (работал парой с ТТ: "Танком управления") и "Техника особой секретности".

Идею продвигал маршал Тухачевский. Суть: воевать парой танков, первый - без экипажа, вооружение - огнемет. Этим танком по радиоканалу управляет с безопасного расстояния экипаж другого танка. Идея светлая: в бой идет только танк-робот, что сберегает жизни танкистов. А вот техническое воплощение не задалось. Связь была ненадежной, если пара танков проходила под линией электропередачи, то управление нарушалось. Но и это было не самым скверным сюрпризом. Настоящая проблема в том, что замысел не соответствовал развитию науки и техники. Телекамер еще не было, экипаж танка управления просто не мог видеть, куда стреляет или поливает из огнемета телетанк.

В итоге проект был дерзким по замыслу, но совершенно нереалистичным. И как следствие - абсолютно неэффективным в реальном бою.

Справедливости ради: и сегодня с танками-роботами масса хлопот, что уж говорить о технике 80-летней давности. Вместо того, чтобы поставить радиостанцию на каждый танк, наши предки изводили массу ресурсов на ненаучную фантастику…

После казни Тухачевского энтузиастов фантастических проектов в армии поубавилось. Тем не менее летом 1941 года у РККА было 110 таких "танков будущего". Сыграть какую-то роль они, конечно, не могли. Как и сберечь жизни танкистов.

Самый "подлый" вопрос: если у нас все было: и светлые мысли, и количественный перевес, то почему летом 1941-го 10 тысяч Т-26 не смогли сжечь три-четыре тысячи наступающих немецких танков? Тогда ведь никаких "Тигров" и "Пантер" у немцев еще не было, они к нам вторглись преимущественно на легких танках, броню которых даже снаряды 45-мм пушек Т-26 отлично проламывали.

Ответ надо искать в формулировках приговоров трибуналов того времени. Германия вторглась 22 июня. А уже 22 июля приговорили к смертной казни и расстреляли первых генералов Западного фронта РККА. Им вменялся в вину стандартный набор реальных и мнимых преступлений: от "халатности" до "трусости и самовольного оставления стратегических пунктов". А самое главное - развал управления войсками.

Трусами они не были, это точно. Однако именно в хаосе первых месяцев войны мы потеряли большую часть танков, включая и Т-26. Часто теряли не бою, а именно в хаосе. Заправки Т-26 хватало всего на две сотни верст, а тут заведомо невыполнимые задачи, неразбериха, форсированные марши. Провал с обеспечением, с ремонтом. А если нет горючки и запчастей, то танк приходится бросать.

Не лишним будет вспомнить, что на половине наших танков не было радиостанций. Управлять танковыми взводами и ротами предлагалось флажками, по семафорным сигналам. Как на кораблях эпохи, когда не было радиосвязи. Но только на корабле есть специально обученные матросы-семафорщики. А в танке… Экипаж - три человека: механик-водитель ведет танк, командир и заряжающий ведут бой. Кому махать-то на броне флажками?

Как есть - хаос.

Но можно и нужно посмотреть на ту трагедию под иным углом: а что, если бы 22 июня 1941 года у нас не было десяти тысяч Т-26?

… На "Моторах войны" организаторам пришлось попотеть. Десятки детей (им был отдан приоритет) и взрослых смогли на несколько минут почувствовать себя членами экипажа Т-26. Надев шлем, дети и взрослые через люк спускались в танк. Толпа была внушительной, но побывать в танке смог каждый. И это было не шоу, а прикосновение к истории. За этим танком ведь не закрепилось прилагательное "легендарный" или "прославленный". Просто машина, которая помогла выжить стране в жуткой ситуации: мы против всей "павшей под Гитлера" Европы. Не было в 1941-м у нас ни помощи союзников, ни мирового сочувствия, ни ленд-лиза. Все сами: своими руками, своим героизмом, своей кровью.

Один из людей, собиравший этот танк из фрагментов погибшего в 1941-м году Т-26, во время динамического показа негромко сказал: "А лично я бы давал медаль или орден каждому члену экипажа за каждый бой. Просто потому, что идти на врага на танке с противопульной броней, у которого противотанковая артиллерия - подвиг".

По-моему, лучше и не скажешь.

Конкретно:

- В 1930 году, когда СССР закупал Vickers Mk.E в Великобритании, его цена составляла 4 200 фунтов стерлингов. Для понимания: в 1931 году грянул мировой экономический кризис, Англия оправилась от него лишь к 1934-му, но и тогда доход рабочего в Англии не превышал 130 фунтов в год;

- В 1931 году, когда в СССР начали серийное производство Т-26, в танковой промышленности были задействованы 17 тыс. рабочих. Все заводы пытались отказаться от производства Т-26: не хватало мощностей и квалифицированных кадров;

- Танки советского производства экспортировались в Афганистан, Турцию, Китай и Испанию;

- 45-мм советская пушка танка Т-26 создана на базе конструкции орудия Tak 29 немецкой фирмы "Рейнметалл". Электрооборудование танка - от Bosch. Принцип "бей врага его же оружием" был воплощен максимально;

- Во время войны в Испании 1936-1939 годов, в которую были вовлечены армии и добровольцы из 55 стран мира, наш Т-26 был признан лучшим танком;

- Небольшие партии танка (от 40 до 150) в Англии закупили Польша и Финляндия. Поляки установили дизельный двигатель и шведскую пушку "Бофорс". Финны широко использовали трофейные Т-26 с оригинальным советским вооружением;

- Китай располагал как оригинальными британскими Vickers Mk. E Type B (всего 20 штук), так и большим количеством советских Т-26;

- Небольшие партии танков (от двух до 10) использовали армии Сиама (сегодня это Таиланд), Болгарии, Боливии и Греции;

- Применение химических танков ХТ-26 (термин "химия" не надо понимать буквально, вместо пушки у него - огнемет) в ходе первых же боев показало, что японская пехота не выдерживает огнеметания. Парадокс: японец - мужественный солдат. Но... японская пехота панически боялась советского "химического танка";

- На конец 1945 года на Дальнем Востоке находилось 1455 Т-26, включая огнеметные;

- Сегодня Т-26, кроме российских музеев, есть в Испании, Финляндии, Австралии и Турции. Одна из самых интересных экспозиций: в Музее отечественной военной истории (пос. Падиково, Московская область).