Театр кукол из Пензы везет на "Славянский базар в Витебске" свой лучший спектакль

На сцене все по-современному: печь Бабы-яги похожа на центрифугу, куклы рассекают на мотоцикле, вертолете и даже на ракете.
На сцене все по-современному: печь Бабы-яги похожа на центрифугу, куклы рассекают на мотоцикле, вертолете и даже на ракете. / puppet-house.ru
Многократный обладатель "Золотой маски" пензенский театр "Кукольный дом" едет на "Славянский базар" со своей новой сказкой "Яблоки, Маша и Баба-яга".

"Кукольный дом" - это сотни героев и десятки спектаклей у горстки актеров, которых можно сосчитать по пальцам одной руки. Виртуозно дирижирует всеми бессменный режиссер-постановщик, он же художественный руководитель, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Бирюков. Его актеры играют не на струнах, а на невидимых нитях. Беспрекословно повинуясь им, куклы начинают говорить на понятном нам языке, рассказывая вечные истории о добре и зле, дружбе и предательстве. К концу спектакля крошечной кукле на сцене начинаешь верить больше, чем старому другу. Это и называется волшебством, которому подвластны все возрасты.

Куклы из Пензы объехали десятки стран мира и всю Россию - от Калининграда до Южно-Сахалинска. Не раз бывали и в Беларуси. Здесь их снова с нетерпением ждут.

- Театр не должен "консервироваться", - убежден Владимир Бирюков. - Правда, любой выезд для нас экстрим. Мы привыкли работать в очень стесненных условиях. Родная сцена совсем крошечная, а зрительный зал рассчитан всего на 60 мест. Поэтому, когда едем в гости, уточняем, какая сцена. Одно дело говорить со зрителем глаза в глаза и совсем другое - когда в зале 20 рядов.

О Витебске пензенские актеры отзываются с особой теплотой. Помнят этот опрятный дружелюбный город и тоже ждут новой встречи.

Несмотря на пандемию, в последние два года у "Кукольного дома" было немало работы. В репертуаре появились новые названия. Правда, ставить спектакли по произведениям зарубежных авторов становится проблематично из-за невозможности переводить авторские вознаграждения в Европу. Но театралы искреннее надеются, что сила искусства окажется выше политических барьеров и репертуар устоит. Чтобы избежать проблем, Владимир Бирюков сам пишет пьесы для детей и взрослых. Хотя признается, что не любит это муторное дело и садится за чистый лист за три дня до начала репетиций, когда в голове уже видит будущий спектакль в деталях.

- Вы знаете, в пьесах Шекспира немало шероховатостей. Они вызваны тем, что писал он под конкретных актеров, а их у него было мало. Поэтому неожиданный поворот в сюжете зачастую объяснялся тем, что кому-то нужно было уйти со сцены, чтобы переодеться для следующей роли, - говорит Владимир Бирюков.

Вот и сказку "Яблоки, Маша и Баба-яга", которую увидят белорусы, он написал сам. В ней много автобиографичного.

- Как-то я поставил спектакль в Польше, заработал и купил дачу под Пензой. Решил все шесть соток засадить яблонями. И в первый же год, когда они начали плодоносить, схватился за голову. Все шесть соток как ковром укрыты яблоками. Аромат стоял пьянящий, - вспоминает сценарист и режиссер.

Говорит, что все сложнее удивлять детей, избалованных гаджетами. Приходится усложнять спектакли, делать их по-настоящему технократичными.

На сцене все движется, гремит и фырчит. Печь Бабы-яги похожа на центрифугу и выполняет роль преобразователя пространства. По сцене куклы рассекают на мотоцикле, вертолете и даже на космической ракете. Но главное преображение происходит где-то внутри у каждого, кто окунется в этот загадочный мир. Обязательно приходите и посмотрите. Мы все это заслужили.

На сцене все по-современному: печь Бабы-яги похожа на центрифугу, куклы рассекают на мотоцикле, вертолете и даже на ракете.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться