Опасений, что "без молитвы и шагу будет не ступить", не было. В процессе же выяснилось, что длинные юбки вовсе не обязательны, к странникам в джинсах относятся терпимо.
Как путешественник со стажем, к поездке готовилась загодя, проштудировав краеведческие и духовные источники. Но возвышенность и глубина увиденного (казалось бы, я тут рядом живу, что уж говорить про приезжих) превзошли все ожидания.
Кстати, паломнический туризм - вероятно, одна из первых разновидностей путешествия на планете, ведь к святым местам люди стремились всегда и во всех конфессиях. А уж к храмам и источникам со временем пристраивалась и, выражаясь современным языком, туристическая инфраструктура. Само слово "паломник" и происходит от "пальмовой ветви", которую путешествующий в Святую Землю христианин привозил домой. Но добирались тогда очень долго, а сегодня есть самолеты и автомобили, да и культовых мест и чудодейственных источников, как выясняется, достаточно практически за околицей. То, что самарские, к примеру, пока менее известны и, стало быть, посещаемы - дело информационного поста, который в наши задачи и входило прервать.
Первый день выдался хмурым. В село Винновка, что всего в 30 километрах от Самары, мы не попали из-за плохой погоды. Капитан нового скоростного судна "Платон" решил не рисковать, на Бога, как говорится, надейся, но сам не плошай. Так что пофоткались на "европейских" видах яхт-клуба и обменялись информацией, что есть, дескать, в Жигулевских горах Новый Афон, или, по-правильному, "Свято-Богородичный мужской монастырь".
Живописная обитель утопает в цветах, монахи, кроме духовных служб, разводят молодь осетровых рыб, чтобы восполнять волжские биоресурсы, и с радостью встречают паломников со всего света. Первый храм на месте нынешнего монастыря появился еще в 1770 году, но деревянная церковь сгорела. А спустя век Советы уничтожили и всю обитель, сбросив в реку колокола. Восстановление началось в 2000 году.
Оказавшись здесь в солнечный день, никто не может отказать себе в прогулке по территории обители, утопающей в цветах. Непривычные к церковным традициям гости поначалу немного удивляются: всюду снуют монахи в черном, послушники - в чем попало. А вообще религиозность здесь не давит, если так можно выразиться. Бог в Новом Афоне всюду - в храме, в природе, в улыбающихся людях и даже в трапезной, еще до полудня источающей божественные запахи еды. А какой прекрасный вид открывается с монастырской набережной! Здесь же, у Волги, можно искупаться в святом источнике - купель оборудована в специальном помещении.
К известному источнику чудотворной иконы Божьей Матери "Избавительница от бед" в селе Ташла едем, как и подобает, с молитвой, в которую гид плавно вплетает краеведческую информацию.
История села, что неподалеку от Тольятти (его прародитель Ставрополь-на-Волге в этом году отмечает 285-летие. - Прим. ред.), восходит к XVIII веку, когда оно впервые появилось на картах. А известность же оно получило благодаря Свято-Троицкому храму, поставленному здесь в конце позапрошлого столетия. В этой церкви, чудом пережившей все лихолетья, сегодня хранится и главная святыня - Чудотворная икона Божьей Матери "Избавительница от бед" - маленькая, с блокнотный лист, но обладающая, как говорят верующие, целительной силой. Недаром люди оставляют перед иконой в храме дары в благодарность за помощь в улаживании житейских бед и лечении недугов (бесплодие, суставы, болезни сердечно-сосудистой системы, нервное истощение).
В годы богоборчества здешний Свято-Троицкий храм был закрыт, но, к счастью, не разрушен. Возле родника построили скотный двор. Но люди все равно приходили набрать святой воды. А икону сельчанам удалось сохранить, они прятали ее в разных домах, боясь обысков. Во время Великой Отечественной войны храм открыли и образ Богородицы в него вернули. С тех пор "Избавительница от бед" не покидает Свято-Троицкую церковь.
Интересно было посетить и храм в честь православных врачевателей Святых Космы и Дамиана в соседнем селе Мусорка. Церковь возводили в начале прошлого века на пожертвования жителей. Раствор для укладки камня по традиции замешивали на куриных яйцах, которые приносили местные жители. Пятиглавая, изначально без колокольни, она вмещала 1500 богомольцев. Кстати, сейчас в Мусорке, возле возрождаемого величественного храма, как рассказал батюшка, резко подорожали дома.
Врачуют сиренью и молитвой
Путь к Богу не бывает простым, нет к нему скоростных дорог. Вот и в Покровский Александро-Чагринский женский монастырь ехать пришлось по проселочной...
Поскольку Чагринская обитель находится вдали от города, поселков и больших дорог, это идеальное место, чтобы почувствовать внутреннюю свободу, поискать свое место в мире. В обители есть не просто гостиница для паломников, которые привычны для многих монастырей, а молодежный кампус. И готовы принять здесь всех страждущих, независимо от веры, социального статуса, возраста. Денег не возьмут ни за кров, ни за стол, а вот любовь и внимание к проблеме человека проявят безмерно.
Сама обитель появилась на карте Самаркой области недавно, но место славилось чудесами издавна. Как рассказывают местные жители, здесь слышался "происходящий неизвестно откуда" колокольный звон. Позже тут был образован женский монастырь, батюшкой в котором служил Александр Чагринский. Удивительной доброты, человеколюбия и сострадания к людям священник. И по сей день он помогает всем, кто к нему обращается.
В советские годы монастырь был полностью разрушен, но после причисления Чагринского батюшки Александра к лику святых началось его активное возрождение.
В монастыре нас учили варить фирменное сиреневое варенье (здесь эти цветы и в целебных настойках, и в бальзамах с мылом, и на рукотворных передниках), ибо цветет она окрест. Сирень дала название и популярному фестивалю для молодежи и семейного отдыха "Сиреневые звоны". Но меня как убежденного собачника более всего поразили два монастырских пса, которые в унисон и чисто подвывают колоколам. Сами тоже поднялись на звонницу, так, может, оно к Богу ближе.
Сызрань - третий по величине город Самарской области, но паломнических адресов тут едва ли не больше, чем в мегаполисах - старейший мужской монастырь, Казанский собор, который в этом году отметит 250-летие, подготовка к этой дате идет полным ходом. Кстати, до недавнего времени в городе было много общин староверов разного толка.
А еще здесь бьет источник, врачующий от сотни бед. Утверждают, что в один из летних дней 1713 года пастухи гнали скот к роднику ниже села Кашпир. Вдруг недалеко от источника они увидели необыкновенный свет. Это явление повторялось несколько дней кряду, и однажды перед пастухами явилась святая икона, стоявшая на камне.
Так, если вкратце, была обретена Федоровская икона Божьей Матери. А на месте явления забил святой источник. Омовение в его водах с молитвой и верой дарует болящим исцеление, а желающим обрести потомство - долгожданное пополнение в семье. Вот уже более трех столетий он привлекает паломников не только со всей Самарской области и страны, но и со всего земного шара. А еще потому, что здесь душа отдыхает от человеческих страстей. С одной стороны, неподалеку от святого источника радует глаз своим могучим разливом русская река Волга - символ постоянного обновления. А с другой стороны - крутая гора, устремленная в святые небеса, дарующие благодать.