22.06.2022 14:58
    Поделиться

    "Женщины Есенина" впервые покинули Москву

    В Новосибирске с аншлагом прошли гастроли МХАТ им. Горького. Показ одной из последних громких премьер - спектакля "Женщины Есенина" по книге Захара Прилепина - стал возможен благодаря федеральной программе "Большие гастроли", которую реализует Росконцерт согласно всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России.

    Все три дня, что шли гастроли, в большом зале Новосибирского драматического театра "Глобус" не было свободных мест, и даже пришлось доставлять стулья. Знакомый, как он сам рассказал, написал на листе "Куплю два билета" и встал у входа: "Нам повезло, юноша не дождался девушку и не пошел на спектакль". По окончании - нескончаемые аплодисменты и поклоны, обмен благодарностями между зрителями и артистами до тех пор, пока исполнитель главной роли Андрей Вешкурцев не взмолился: "Занавес! Закрывайте!".

    "Женщины Есенина" - спектакль-рекордсмен во МХАТе, на родной сцене он шел 25 раз. А ведь спектаклю всего полгода. Некоторые зрители ходили на него не по разу и не по два, а по пять-семь. И впервые творческий коллектив показал спектакль вне Москвы.

    В чем успех постановки? Конечно, это сама фигура Сергея Есенина, на долю которого выпал исключительный поэтический дар. Человек-солнце, человек-загадка, приехавший в столицу из глубинки и ставший своим в тусовке, которая формировала вкусы людей того времени, покоривший не одну женщину, в числе которых опять же культовые фигуры эпохи двадцатых годов прошлого столетия, сильные, с особенной судьбой, такие же сумасшедшие, как и сам поэт. В спектакле - звездный состав "женщин Есенина": Екатерина Стриженова (мать Татьяна Федоровна), Екатерина Ливанова (Аня Изряднова), Алиса Гребенщикова (Зина Райх), Екатерина Волкова (Айседора Дункан), Агния Кузнецова (Галина Бениславская), Наталия Медведева (Соня Толстая). Для каждой стало важным сыграть в этом спектакле, что тоже обеспечило успех.

    В основе постановки - книга Захара Прилепина из серии ЖЗЛ "Есенин. Обещая встречу впереди". Инсценировку написала драматург, сценарист и поэт Елена Исаева. Для режиссера-постановщика Галины Полищук это первая работа по монографии. В этом, по ее словам, была основная трудность.

    "Непросто уложить книгу, в которой две с лишним тысячи страниц, в пьесу, выбрать одну историю, обойти какие-то важные вехи в судьбе Есенина и не скатиться в банальную вещь "поэт и его женщины". Хотелось ответить на вопросы: почему, действительно, так случилось, что Сергей Есенин остался в сердцах людей, почему его любили тогда и сегодня любят? Это и интересно. В эту сторону мы начали двигаться, - поделилась Галина Полищук. - Женщины были ему нужны, чтобы не упасть сразу, чтобы продержаться и найти смысл жизни. Каждая любовь нужна для этого".

    Как филолог она в свое время писала курсовую, в которой пыталась ответить на вопрос: смерть Есенина - убийство или самоубийство? Не менее интересно и то, что в жизни Андрея Вешкурцева, сыгравшего Сергея Есенина, творчество поэта занимает определенное место. Мало того, что внешне актер - словно сошедший с фотографий Есенин, так он еще с детства увлекался стихами и мечтал сыграть поэта - "озорного гуляку", героя-любовника, ищущего, мечущегося. В то, что это обязательно произойдет, верила бабушка Андрея. За пять лет до премьеры Андрей назвал свой аккаунт в соцсети в честь Есенина. И вот пазлы сложились.

    "На сцене я читаю стихи Сергея Александровича. Их мало, но они точно выверены, каждое звучит в определенный момент. Я слышал, как Есенин читает свои стихи. Но не хотел бы декламировать так же. В то время были другие амбиции, желания, мечты, другая сфера жизни. Есенин - модный, современный человек, он чувствовал время. И, думаю, будь он жив сейчас, читал бы в другой манере", - сказал Андрей Вешкурцев.

    По словам Алисы Гребенщиковой, с самого первого дня репетиций ее сопровождает образ Зинаиды Райх, жены Есенина, а впоследствии - супруги режиссера Всеволода Мейерхольда.

    "Очень важную роль в спектакле играет время. Сложное, переломное для страны. Была Первая мировая война, были невероятные волнения. И мы не можем выносить это за скобки. Зинаида - порождение своего времени. В нашем спектакле она не столько актриса, сколько революционерка с пылающим сердцем, которая хочет изменить мир, и она меняет мир насколько может. Зина дарит миру Есенина отчасти такого, каким мы его знаем. Благодаря Зинаиде он появляется в Москве. Они познакомились в Петрограде, это удивительная история… Я это поняла только после того, как мы выпустили спектакль. Мы гуляли с сыном по городу. Естественно, все мои разговоры в момент выпуска спектакля и дома, и везде сводились только о Есенине. Мы гуляем, и я показываю на здание и говорю: "Вот "Англетер", где закончилась жизнь Сергея Александровича. Вот сейчас мы, кстати, проходим по улице, где Есенин познакомился с Зинаидой Райх, а это в шаговой доступности. И я подумала: наверное, это не случайно, что свести счеты с жизнью он решил недалеко от того места, где когда-то познакомился с Зиной", - рассказала Алиса Гребенщикова.

    Поделиться