Директор школы стала заказчиком строительных работ по контракту на реконструкцию школы год назад. При этом не понимая в строительстве ничего. "Как подписать сметы, что такое буронабивные сваи, сколько должно быть железобетонных блоков, все это мне приходится узнавать сейчас. Как мне исполнять свои прямые обязанности", - негодует Юлия Пронина.
По ее словам, у нее никто не спрашивал, хочет ли она быть заказчиком услуг. "Ситуация выглядела так - мне сказали подписать документы, по которым я буду отвечать за реконструкцию школы. И точка. А в министерстве образования края мне лишь посоветовали учиться новым компетенциям и успевать сразу на двух стезях - учебной и строительной".
Понять возмущение директора школы можно. Чем же заслужила она такое "доверие"? В министерстве строительства Ставропольского края мне спокойно пояснили, что это распространенная практика. Ничего страшного в этом нет. "Когда соцобъект возводят с нуля, то отвечают за стройку краевая или муниципальная власти. А при реконструкции заказчиком является учреждение, на балансе которого находится объект, - заявили в ведомстве. - И действующее законодательство позволяет это делать".
Но правильно ли это, что заказчик, в данном случае директор школы, не обладая необходимыми специальными познаниями и опытом работы в строительстве, должна одна брать на себя все риски капитального ремонта и нести ответственность, в том числе и уголовную, за действия или бездействие подрядчика и ошибки проектировщика?
Вопрос остался без ответа. Зато быстро нашелся ответ на другой вопрос: как совмещение основных обязанностей с работой заказчика сказывается на качестве и сроках выполнения контракта? Оказалось, мягко говоря, не очень хорошо. Реконструкция школы длится больше года. Все это время за ситуацией наблюдают эксперты Общероссийского народного фронта. По их словам, стройка стала проблемной с момента проектирования. "Многократные выезды общественников на осмотр объекта, встречи со всеми участниками процесса реконструкции выявили ряд проблем, а чиновники, которые должны курировать стройку, заняли позицию наблюдателей. Уже сейчас отставание в строительстве составляет около шести месяцев, сумма неосвоенных средств - более 100 миллионов рублей".
Школа в Арзгире - не единственный, кстати, проблемный объект в крае. Народный фронт назвал еще десяток подобных примеров. Например, заказчиком работ в школе N15 в поселке Прикалаусском числится ее директор, а в домах культуры села Донская Балка и хуторов Сотникова и Усть-Невинский - директора ДК.
Выходом из ситуации могли бы стать технические заказчики, которые бы контролировали строительные работы. Такую возможность не исключают в краевом минстрое, но предупреждают о лишних тратах. "Привлечение специализированной организации приведет к дополнительным финансовым расходам, которые будут зависеть от объема работ на конкретном объекте", - утверждают в ведомстве.
Несмотря на это, генеральный директор ассоциации "Саморегулируемая региональная организация строителей Северного Кавказа" Владимир Еличев считает правильным привлекать в качестве технических заказчиков профессиональных строителей:
- На практике выполнением работ, как правило, занимается генеральный подрядчик. Однако строительство капитальных объектов требует получения разрешительной документации, процесс оформления которой сложен, здесь необходимо обладать соответствующими знаниями, то есть у застройщика есть потребность в услугах специализированной организации. Да, это может снизить прибыль застройщика, но дело от этого только выиграет.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко взяла на контроль ситуацию с реконструкцией школы в Арзгирском муниципальном округе края. О своих бедах директор школы Юлия Пронина сообщила на ее встрече с работниками социальной сферы муниципального центра.