22.06.2022 13:49
    Поделиться

    В Царском селе открыли выставку рисунков, запечатлевших руины дворцов во время войны

    Были в истории Великой Отечественной войны эпизоды, когда вслед за саперами на освобожденные территории приходили художники. Чтобы зафиксировать руины. Запечатлеть их карандашом, тушью, акварелью и гуашью. Эти рисунки почти всегда оказывались красноречивее фотографий - потому что на кончиках пальцев, которыми художник держит кисть или карандаш, пульсирует его личный страх, его потрясение, его отчаяние.

    Представленные на новой выставке в Царском Селе картины молодых художников, которые перенесли в вечность руины дворцов в 1944 году, это и документ эпохи, и художественное переживание человека, который увидел, как зло может изувечить красоту. Открыть эту выставку сейчас - решение, которое не требует никаких объяснений.

    Всего на выставке представлены более тридцати работ, для широкой публики они не выставлялись ни разу. Ждали своего часа в фондах музея. Экспозицию дополняют чертежи, документы, фотографии. Все, что дает понимание царскосельской трагедии.

    "В марте 1944-го Государственная инспекция по охране памятников направила в только что созданную Дирекцию дворцов-музеев и парков города Пушкина тех, кто зафиксирует состояние архитектурных шедевров, - рассказывают организаторы выставки "Руины на бумаге". - Сюда приехали молодые художники Александр Васильев, Нина Веселова, Ия Михранянц, Юрий Тулин. В их рисунках, набросках, акварелях предстала страшная картина разрушений. Многим тогда казалось, что возродить дворцово-парковый ансамбль уже невозможно".

    То, как они работали, - отдельная история. Жили студенты, а почти все молодые художники еще учились, под протекающей крышей, на окнах - фанера. Холод, темнота, голод были их вечными спутниками. Ни о каких мастерских не было и речи, работали на улицах, краски застывали, на бумагу их переносить удавалось с большим трудом. При этом права на ошибку не было - краски тогда редкость большая, их выдавали лимитировано.

    Это был подвиг, о котором сотрудники музея-заповедника рассказывают со слезами на глазах.

    "Всех согревали только вера и надежда на то, что они занимаются важным делом - созданием документальной хроники своей эпохи", - подчеркивают в музее.

    Еще одна надежда давала силы - что все разрушенные архитектурные шедевры возродятся. Государственный план восстановления Ленинграда и его пригородов был принят спустя год, в победном 1945-м.

    Откуда они знали, что все не зря? Наивность, образование, вера в миссию культуры? Вера в то, что красота все равно победит? Неслучайно на этюдах Тулина и Веселовой мы видим сирень, цветы, которые порой заслоняют собой руины. Разрушения здесь замечаешь не сразу, но когда все-таки сквозь соцветия проглядывают разбитые колонны, куски штукатурки, окна без стекол, то тебя пронзает острая, но очень теплая мысль, что именно культура рождает надежду и оптимизм.

    От художников часто зависит гораздо больше, чем кажется. И если сверхзадача авторов проекта "Руины на бумаге" была именно такой, то их можно поздравить. А если кому-то вдруг покажется преувеличенной роль художника в страшные времена, то минут десять перед этюдом Тулина "Атлант у Парадной лестницы" исцелят ваше мировоззрение. Тело атлета изранено осколками снарядов, за ним больше нет роскошных фасадов Екатерининского дворца, есть только небо и обгорелые стены. Но на ступенях лестницы пробивается изумрудная молодая зелень. Как образ того, что и подбитый атлант расправит плечи.

    Этюд Тулина стал одним из главных символов возрождения Царского Села, сотрудники музея единогласным решением занесли его в инвентарную книгу под номером 1.

    Выставка "Руины на бумаге" будет работать в музее до 15 сентября.

    Поделиться