В петербургской Кунсткамере открылась "Башня знаний"

В Музее антропологии и этнографии (Кунсткамере) открылась новая постоянная экспозиция "Петровская Кунсткамера, или Башня знаний". Пока что готовы первые два этажа центрального пространства здания - башни. Здесь воссоздают атмосферу той Кунсткамеры, являвшейся в Петровскую эпоху не только хранилищем интереснейших предметов, но и научным центром, от которого отправлялись в неизведанные края экспедиции и в котором человеку предстояло познать самого себя и окружающий мир: от А (астрономии) до А (анатомии).

До недавнего времени башня не использовалась для показа. Здесь не было ни витрин, ни экспонатов.

- Мы воссоздаем то, на что наслоились многие эпохи, дизайны последующих эпох и времени, для реконструкции мы достали лучшее из архивов Кунсткамеры, - отметил Андрей Головнев, директор музея.

Теперь на первом этаже расположен Teatrum mundi, то есть "Театр мира", когда "вся Вселенная - в одном пространстве", а названия экспозиционных витрин обозначают основные разделы: "Минералы", "Раритеты", "Инструменты", "Анатомия" и другие. А в галерее второго этажа башни размещены предметы из коллекций, собранных во время первых академических экспедиций и первых российских кругосветных путешествий.

В новую экспозицию вошли и вещи из фондов. "Этих предметов не видели наши современники. Только посетители XVIII века", - подчеркнула Наталья Копанева, главный хранитель фондов. Среди таких экспонатов - медное ядро, присланной Петром Великим из Персидского похода, бутылка с порохом, ставшая трофеем при осаде шведским войском Тихвинского монастыря, реплика посмертной маски Петра Великого и гипсовая маска шведского короля Карла XII.?Причем в "маске Карла" даже виднеется след от пули, которая и принесла смерть государю. По словам Копаневой, слепков с маски Карла XII всего три: в Швеции, в Британском музее и в Кунсткамере.

Но, конечно, первое, что привлекает экскурсантов, - огромный даже по современным меркам человеческий скелет. Этот великан ростом 2 метра 27 сантиметров - Николя Буржуа, которого Петр I повстречал во Франции и привез с собой в Россию. Великану подобрали и высокую жену, из чухонок. Рядом со скелетом - огромное сердце, забальзамированное, вынутое из груди почившего великана. Кстати, что касается анатомии. В экспозиции представлено множество больных зубов, которые Петр Великий лично вырывал у своих подданных. Каждый зуб номерной, при некоторых - записочки, чей именно. А набор инструментов, которым пользовался царь, очень профессиональный. Это и современные дантисты отмечают.

Но более всего поражают разборные модели глаза и уха, сделанные из слоновой кости. По ним царь изучал строение органов. Сделано настолько современно и тонко, что пособия вполне пригодны для нынешних студентов-медиков.

По соседству - часть сосны. Толстая ветка вросла в ствол, образуя полукруг. По преданию, место под Кунсткамеру Петр Великий выбрал, увидев на брегу Невы необычную сосну - как раз с таким необычным стволом. Увидел, впечатлился, приказал срубить, а в том месте ставить Кунсткамеру.

Вообще на первом этаже много предметов, которые мог держать в руках государь. В частности, механические игрушки, которые закупались для его детей.

При Петре в Кунсткамере было много китайских вещиц. Правда, до нашего времени большая их часть не сохранились: погибли в пожаре 1747 года. Поэтому китайскую коллекцию фактически собирали заново последующие поколения. Например, в середине XVIII века она пополнилась экземплярами, которые привез из Китая лекарь Франц Лука Елачич. Сейчас в витрине первого этажа представлены три уникальные китайские курильницы из той поездки: одна в виде оленя, две, зеркальные по отношению друг к другу, в форме мифических существ - цилиней. Цилинь внешне напоминал оленя или вола с одним рогом, но имел коровий хвост и копыта лошади. Рост мифического существа был под три метра. Причем, ступая по траве, цилинь не причинял вреда даже букашке.

Курильницы, конечно, небольшие. Прежде чем появиться в экспозиции, они прошли длительный этап реставрации. Но оленю не стали восстанавливать один рог, так как не было документов с описанием, каким им был. А вот зеркальность цилиней послужила им на пользу. Какие-то фрагменты были утрачены на одной, какие-то на другой. Удалось восстановить полностью. Так что цилинь как символ благополучия и здравия находится в прекрасной форме.

В Башне знаний висят чучела рыб и крокодила. Все - как и было в Петровскую эпоху. Есть сведения, что, например, было представлено чучело огромного осетра. Кстати, что касается крокодила. Он не древний, а наш современник. Только при создании чучела ни один крокодил не пострадал. Умерший своей смертью крокодил был куплен уже в замороженном виде на крокодиловой ферме в Екатеринбурге и привезен в Петербург, где таксидермисты превратили его в экспонат.

Что касается второго этажа Башни знаний, то, пройдя по нему, можно узнать об истории самых знаковых экспедиций и увидеть не только диковинные предметы, привезенные из дальних стран, но и вещи самих участников экспедиций.

А вот каким будет третий этаж - пока тайна. В музее работают над его концепцией.