Как Екатеринбург едва не стал морским портом

Выставка "Гидромания: воображая волны", открывшаяся в Музее истории Екатеринбурга, рассказывает об одном из самых амбициозных проектов - Трансуральском водном пути. Сегодня о нем знают разве что ученые-краеведы, а между тем несколько поколений наших земляков всерьез жили мечтой превратить сугубо сухопутный город в порт, чтобы пассажирские пароходы и баржи двигались от Камы до Волги, а уж оттуда - в любое море, хоть Черное, хоть Белое. Скажете, фантастика?
Выставка рассказывает, каким мог стать Екатеринбург-Свердловск, если бы мечта о портовом городе осуществилась.
Выставка рассказывает, каким мог стать Екатеринбург-Свердловск, если бы мечта о портовом городе осуществилась. / Татьяна Андреева/РГ

Идею строительства судоходного пути, который соединил бы бассейны Волги и Оби и проходил из Камы по Чусовой, соединенной в верховье каналом с Исетью, впервые высказал академик Петр Симон Паллас в 1770 году. В 1815-м по инициативе главного управляющего Верх-Исетского завода Григория Зотова от Чусовой до Исети даже прорыли двухкилометровый канал, получивший неуважительное название "зотовская канава", однако Чусовая начала мелеть и канал вскоре закопали.

В начале XX века к задумке вернулись, начав гидрологические изыскания. Экспедиция инженера Фидмана предложила проект, предусматривающий постройку 117 шлюзов, 97 плотин и двух водохранилищ. Снимки по трассе будущего канала делал знаменитый фотограф Прокудин-Горский. Однако Первая мировая война и Октябрьская революция помешали грандиозным замыслам.

Тем не менее при советской власти очертания канала стали превращаться в чертежи. "Теперь, в сталинскую эпоху, большие планы, заманчивые идеи, о которых раньше могли только мечтать, претворяются в живое практическое дело. Канал Чусовая-Исеть еще не достроен, но это - реальность завтрашнего дня", - писала в июне 1940 года газета "Под знаменем Ленина". Потом была война. В 1960-х проект Трансуральского водного пути снова серьезно обсуждался, но… история рассудила иначе.

Выставка показывает, каким мог стать Екатеринбург-Свердловск, если бы мечта о портовом городе осуществилась. В музейном пространстве представлены оригинальные дореволюционные и советские карты, объемная модель Уральских гор с системой речных бассейнов, интерактивный макет шлюзов, фотографии, чертежи и фрагменты кинохроники.

- Нам было интересно проследить альтернативный сценарий развития горного Екатеринбурга, который мог встать в один ряд с ведущими индустриальными центрами мира, имевшими выход к морю, - говорит куратор выставки научный сотрудник МИЕ Александр Думчиков.

Между тем

Алексей Иванов в книге "Message: Чусовая" назвал проект Трансуральского водного пути "последней химерой, которая слепилась в истории Чусовой во мраке XX века". А ХХ век писателя "поражает гигантизмом своих проектов и… потрясает тупостью, плоскостью, одномерностью их осмысления". Что ж, имеет право на метафоры и гиперболы. Но все же… Мне кажется, "Гидромания: воображая волны" прежде всего о мечте и людях, которые верили в великое будущее страны и были готовы ради него трудиться. К тому же, когда в конце 30-х Свердловск начал серьезно страдать от нехватки воды, в 1940 году на верхней Чусовой началось строительство Волчихинского водохранилища - по наработкам проекта Трансуральского водного пути. Волчихинское до сих пор используется для водоснабжения Екатеринбурга.