23.06.2022 22:17
    Поделиться

    МО РФ показало работу экипажей ударных вертолетов Ка-52 в ходе спецоперации

    Минобороны опубликовало кадры работы экипажей ударных вертолетов Ка-52 по уничтожению опорных пунктов и бронированной техники ВСУ. Авиационные удары наносили с дистанции более 5 километров. В результате боевого применения уничтожены позиции танков, противотанковых средств поражения и другой бронетехники.
    Боевая ударная группа из двух Ка-52 взлетела и готова идти в бой.
    Боевая ударная группа из двух Ка-52 взлетела и готова идти в бой. / Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

    Видеорепортаж зримо подтвердил высочайшую эффективность вертолетов соосной схемы. Между тем в июне 1982 года - ровно сорок лет назад - впервые в воздух поднялся прототип нового боевого вертолета - одноместный В-80. В НАТО он получил кодификацию Hokum, то есть обманщик. Через десять лет, в 1992 году, прототип стал уникальным вертолетом Ка-50 "Черная акула" - первой в мире боевой машиной с соосным расположением несущих винтов. Позже ставшей основой для Ка-52 "Аллигатор" - наиболее результативного ударного вертолета в спецоперации на Украине.

    В войска Ка-50 так и не поступил. Почему? Можно ответить привычной фразой: машина опередила свое время. Но это не так. Вертолет появился как раз в свое время, но стал настолько прорывным, что его просто испугались ставить в строй армейской авиации.

    Уничижительная кодификация НАТО объясняется просто - там не поверили, что в нашей стране могут создать боевой вертолет с теми характеристиками, которые смогла узнать их военная разведка. И посчитали это просто обманом.

    В 1980-1990-е годы военные выбирали, какой вертолет должен прийти на смену морально устаревающему Ми-24. В конкурсе участвовали Ми-28 и Ка-50.

    "Камовский" винтокрыл показал себя гораздо более маневренным, защищенным и боеспособным во всех отношениях, чем его конкурент. В 1995 году "Черную акулу" приняли на вооружение.

    Парадокс в том, что в серию запустили не Ка-50, а Ми-28, который официально был принят на вооружение лишь в 2009 году под маркой Ми-28Н "Ночной охотник". В том же 2009 году очень ограниченный выпуск Ка-50 прекратили. Благо, к тому времени уже летал двухместный Ка-52.

    Ровно сорок лет назад впервые в воздух поднялся прототип нового боевого вертолета - одноместный В-80, на основе которого создали и Ка-50, и Ка-52

    Какие новации удалось реализовать в Ка-50?

    "Черная акула" стала первым вертолетом в России, пилот которого ориентировался не по бумажной, а по цифровой карте. Это давало огромные преимущества в боевом применении. На Ка-50 впервые установили и отработали бортовой комплекс обороны "Витебск", который сегодня наши вертолетчики называют "ангелом-спасителем". На Ка-50 впервые в мире было установлено катапультное вертолетное кресло. И стоит напомнить, он был одноместным, то есть предтечей роботизированных вертолетов будущего. И это не полный перечень.

    Камовцы предложили внедрить и испытать в бою практику наведения вертолетов на конкретную цель, скоротечную атаку и столь же быстрый уход из возможной зоны поражения.

    В 2001 году во время проведения контртеррористической спецоперации на Северном Кавказе была сформирована боевая ударная группа (БУГ). В боевом режиме работали два Ка-50. На экранах их бортовых дисплеев высвечивалась вся информация о местонахождении, рельефе местности и координатах цели, которую требовалось уничтожить. На цель вертолеты выводились очень точно. Наносили молниеносный удар с дальности в несколько километров и тут же уходили из возможной зоны поражения средствами ПВО.

    Странно, но результаты того боевого эксперимента оказались забыты. И только двадцать один год спустя, в условиях спецоперации на Украине, выяснилось, что только так и должны действовать боевые вертолеты. Так они там сейчас и воюют.

    Жаль, конечно, что "Черная акула" не вошла в строй армейской авиации. Зато ее наследник - Ка-52 "Аллигатор" - показал в условиях реальных военных действий, что именно соосные боевые вертолеты фирмы "Камов" на сегодня - лучшие в мире.

    Поделиться