Эксперты объяснили, чем опасно падение внутренних цен на нефть для экономики РФ

На фоне роста мировых цен на нефть, газ и уголь, в России наблюдается их сильное снижение. При всех временных плюсах этого для внутреннего рынка, удешевление энергоресурсов и топлива (в опте) может означать неприятную для отечественной экономики тенденцию - снижение спроса них и проблемы с экспортом.
iStock

По данным Росстата, в мае по сравнению с апрелем при поставках на внутренний рынок цены производителей снизились на нефть - на 33,7%, природный газ - на 22,9%, на газовый конденсат - на 34,8%, мазут - 15,9%, бензин - на 10.1%.

При этом биржевые котировки газа в Европе поднялись до 1500 долларов за тысячу кубометров, стоимость автомобильного топлива на АЗС в США и странах ЕС бьет рекорды, а мировые цены на нефть упорно не желают опускаться ниже 100 долларов за баррель.

Первая причина такого диссонанса в том, что Россия является производителем энергосырья, поэтому у нас нет его дефицита. Но мы живем не отдельно от всего мира, и рост цен у наших торговых партнеров, каковыми, несмотря ни на что, являются страны Европы, должен был отразиться на стоимости нефти, газа и топлива на внутреннем российском рынке. Они не должны были дорожать, как в Европе, но и о таком падении цен, речи не должно было идти.

"В России промышленная дефляция. В значительной мере это является следствием недавних ограничений на внешних рынках", - говорит первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин. Соответственно независимо от внешней конъюнктуры снижаются внутренние цены на ряд сырьевых товаров. Если цены не растут - значит, спрос ограничен, поясняет эксперт.

С этим согласен замгендиректора ЦМАКП Владимир Сальников, который считает, что также на снижение внутренних цен производителей влияние оказал укрепляющийся рубль, который уменьшает объем экспортной выручки при конвертации ее в российскую валюту. По его мнению, в современных условиях крепкий рубль снижает рентабельность работы российских нефтегазовых компаний. "При 60 рублях за доллар рентабельность почти нулевая, при 50 - она может уйти в минус", - поясняет эксперт.

В совокупности снижение экспорта, внутреннего спроса и укрепление рубля может негативно отразится на уровне добычи углеводородов и объемах производства продуктов их переработки. В таких условиях самый напрашивающийся выход для компаний - снизить производство, отмечает эксперт.

Понятно, что рекордные биржевые котировки газа несколько сглаживают ситуацию для газодобывающих компаний, но о нефти такое сказать нельзя. Котировки российской нефти Urals высокие (86 долларов за баррель), но отнюдь не максимальные и сильно отстают от стоимости эталонного сорта Brent (111 долларов за баррель). Дисконт - 25 долларов, хотя ранее привычным было отставание цены нашей марки от эталона на 2-3 доллара.

Снижение добычи нефти по условиям сделки ОПЕК+ в 2020 - 2021 году стало одной из главных причин замедления экономического роста России. Конечно, тогда речь шла об очень больших объемах сокращения производства, но тогда не шла речь об уменьшении добычи газа и угля, а также снижении объемов нефтепереработки. С газом вырисовывается еще одна проблема - если значительную долю экспорта нефти и часть объемов угля наша страна может перенаправить на восток, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), то с газом это сделать не получится, пока не будет создана необходимая инфраструктура. Что касается нефтепродуктов, то спрос на них на рынке АТР ограничен, в регионе достаточно своих производителей топлива, поэтому выйти на этот рынок без серьезных скидок российским компаниям будет достаточно проблематично.

Нефть Urals сейчас продается с дисконтом 25 долларов к сорту Brent, хотя раньше он был 2-3 доллара

Впрочем, по мнению Копейкина, во всей этой истории есть факторы, на которые мы можем повлиять. Например, увеличивая внутренний спрос на сырье и стимулируя поиск альтернативных маршрутов экспортных поставок. Новые инвестиции требуют средств, поэтому снижение стоимости кредитования могло бы поддержать и ускорить процесс структурной перестройки экономики, опережающее развитие отраслей с высокой долей переработки и ускорить выход на новые экспортные рынки.

В ситуации, когда цены падают, и падают быстро, стимулирование спроса внутри может сохранить производство, рабочие места и налоги в уникальной ситуации, когда страна прекратила "импортировать" инфляцию по широкому ряду товарных категорий, считает эксперт.