Эксперты "РГ" оценили возможности иранского хаба для импорта товаров в Россию

Иран может стать транспортным хабом для импорта товаров в Россию. Страна также заинтересована в поставках из России зерна и подсолнечного масла. Об этом заявил чрезвычайный и полномочный посол Ирана в России Казем Джалали в разговоре с ТАСС.
Чрезвычайный и полномочный посол Ирана в России Казем Джалали.
Чрезвычайный и полномочный посол Ирана в России Казем Джалали. / Александр Демьянчук/фотохост-агентство ТАСС

"Мы заинтересованы в том, чтобы зерно, подсолнечное масло импортировать из России в Иран. И на взаимной основе Иран может отправлять много товаров в Россию, по многим таким товарам мы договорились. <…> Те товары, которые мы можем сами производить, мы сами отправляли бы в Россию, и, если что-то нужно - можно в других местах закупить и через Иран привезти в Россию, поэтому этот вопрос мы тоже очень серьезно прорабатываем", - сказал Джалали.

Как отметил посол, для развития железнодорожного пути прорабатывается вопрос строительства участка Решт - Астара (от Персидского до Финского залива), в котором предполагается участие России. Иран также заинтересован в развитии воздушного транспортного сообщения между странами, в частности в открытии прямого авиасообщения между Махачкалой и Тегераном.

Транспортный коридор "Север-ЮГ"

Иран находится на пересечении торговых путей из стран Персидского залива, Индии и имеет выход на ближневосточный рынок. Для перевозок грузовладельцы могут использовать международный транспортный коридор "Север-Юг" и другие коридоры. Проект коридора "Север-ЮГ" был сформирован в 1999 году и по задумке должен обеспечить связь Индии со странами Балтии через территорию Ирана и далее по Каспийскому морю.

Маршрут весьма перспективный и значительно сокращает время на перевозку грузов, считает Олег Иванов, старший преподаватель кафедры Международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова. Сложности возникают с пограничным и таможенным контролем в странах участницах данного проекта, что делает перевозку дороже. Для преодоления трудностей нужна активная цифровизация, а также сопряжение информационно-таможенных систем.

Есть несколько вариантов для доставки товаров через Иран: это морем в порт Бендер-Аббас, оттуда по суше до Каспийского моря, на барже в Астрахань, а дальше внутри РФ уже вести ЖД или автотранспортом, рассказывает Дмитрий Аржаных, соучредитель Группы компаний "СЛК" ("Сервисная Логистическая Компания"). Другой вариант: доставка товаров из Бендер-Аббаса машинами по суше. Также можно транспортировать грузы авиатранспортом через Тегеран.

Тем не менее Аржаных отмечает, что иранский хаб не справится с тем объемом торговли, который необходим России. "Маршруты хоть и есть, но они не до конца проработаны: нет опыта. Порт не приспособлен к перевалке большого количества контейнеров. Астрахань, через которую везут товары из Ирана, тоже непопулярный порт для крупных логистических маршрутов. Важно проработать момент с безопасностью доставки", - говорит он.

Импорт санкционных товаров

Перспективы взаимных торговых отношений хорошие, но сотрудничество двух стран имеет пределы, считает руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИК "УНИВЕР Капитал" Андрей Верников. Санкции против России в долгосрочной перспективе приведут к падению нефтегазовых доходов страны. Нужно в ускоренном порядке развивать отрасли с высокой добавленной стоимостью, такие как авиастроение, точное машиностроение и экспортировать западное оборудование и технологии. Получать современные технологии через Иран затруднительно. Иран, к примеру, готов поставлять нам турбины, но это не самые современные турбины, говорит эксперт.

Министр торговли и промышленности Ирана Реза Фатеми Амин ранее заявлял, что страна планирует поставлять в Россию газовые турбины и запчасти для автомобилей по бартерной системе в обмен на поставки металлов.

Текущий импорт из Ирана в Россию приходится преимущественно на овощи и фрукты - около 66%, пластмассы и изделия из них - 9%, продукция, изготовленная из овощей и фруктов, - 6%, рыба и ракообразные - 3%, химические волокна - 2%, фармацевтическая продукция - 2%, на промышленное оборудование и транспортные средства приходится около 1,5%, рассказывает Иванов.

Торговые отношения России с Ираном в последние три года активно развивались: торговый оборот с 2,1 млрд долларов в 2019 вырос до 4 млрд долларов в 2021. Российский экспорт вырос более чем в два раза, импорт - более чем в 1,5 раза.

Но маловероятно, что Иран сможет, находясь также под санкциями, выступить центральным хабом для поставок в Россию различного оборудования, хотя у страны и накоплен значительный опыт по ввозу санкционной продукции, говорит эксперт.

Ранее глава МИД Сергей Лавров объявлял, что РФ ведет переговоры с Ираном по сотрудничеству: "Продолжается проработка проекта нового большого межгосударственного договора, с инициативой принятия которого выступила иранская сторона".