Документальную картину сделали австралийские режиссеры Дженнифер Пидом и Джозеф Пицетти, которые пять лет назад сразили мир видовым фильмом "Горы" Обе картины идут в сопровождении Австралийского камерного оркестра, играющем в рассказе ключевую роль. Фактически перед нами то, о чем мечтал Скрябин, - подобие цветомузыки, только вместо сполохов голубого и багрового перед нами распахиваются речные просторы, торжественные звучания Баха вплетаются в шум водопадов, Вивальди - в журчание ручьев, мчащихся по горным склонам.
Никакими словами не передать эмоциональное воздействие этих уникальных кадров, собранных со всех шести континентов: воды хрустальной чистоты и потоки мутных жиж, сочащиеся от человеческих сооружений, ледяные горы Арктики и тонны воды, зависшие над нами в небе, вода, пробуждающая пересохшие русла, вода, приводящая в движение турбины электростанций, вода как среда обитания, вода, без которой нет жизни… Из космоса сложная система ветвящихся речных потоков, бесчисленных заливов, извивов и притоков похожа на кровеносную систему исполинского организма. Или на тонкую японскую графику. Или на сочные мазки экспрессионистов. Иногда нельзя сразу понять, что мы видим на экране, но это невообразимое реально существует, самим этим фактом сотрясая впечатлительную зрительскую душу.
В чем сила воздействия фильма? В руках у режиссера оказались изумительные съемки операторов, разбросанных по всей планете, в самых неприступных ее уголках. Эти кадры не просто смонтированы в эффектную визуальную сюиту - они как бы служат логическим продолжением музыкального потока, усиливают его акценты, продолжают струение мелодий со всеми их крещендо и диминуэндо, срываясь в бездонные пропасти, полные водяных брызг и музыкальных вибраций. Природные гармонии впрямую связаны с гармониями Баха и Вивальди, скрипичными фиоритурами Ричарда Тоньетти; амбициозные попытки человечества укротить стихии, ввести их в бетонные берега, заточить в стальные камеры шлюзов - с атакующими дисгармониями от Radiohead и космическими импровизациями Уильяма Бартона на диджериду - духовом инструменте австралийских аборигенов. Музыкальные стихии в этом фильме не просто родственны природным, они стали их высшим выражением, их союзниками или антитезой. Перед нами произведение столь же кинематографическое, сколь и музыкальное.
Важным элементом этой аудиовизуальной симфонии стали документальные кадры, связанные с человеком и его взаимодействием с планетой - его попытками подчинить природу себе, ее калечить в угоду своим потребностям. Попытками бросить вызов законам мироздания и их печальными плодами: цветущие края, ставшие пустыней, ржавые скелеты кораблей, когда-то бороздивших волны, и теперь застрявшие в пыли рукотворной пустыни. Здесь и свидетельства советского безбашенного энтузиазма 30-х с их покорением рек, изменением русел и возведением Днепрогэсов. Кирка, лопата и лозунг "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача!" - вот и все нехитрое вооружение человечества, возомнившего себя царем доставшихся ему просторов. В фильме "Реки" мощь природы предстает во всей ее несокрушимости, и человек среди этих неистовых энергетических бурь кажется щепкой в Ниагаре.
Замысел сценариста Роберта Макфарлейна захватывает дух, но литературное исполнение можно признать самым слабым элементом фильма: текст часто звучит банально, но при этом несообразно пафосно и экстатически. В устах яркой индивидуальности уровня Уиллема Дефо даже банальность может прозвучать откровением, это правда, но фильм, как я сказал, дублирован и потому утратил авторскую интонацию - Сергей Бурунов сыграл на автора, а диктора, личностный рассказ стал просто закадровым текстом, и это самая заметная его потеря.
Честно говоря, я начинал смотреть картину в надежде насладиться живописностью экзотических уголков нашей планеты, а заканчивал с ощущением шока от роковой привычки человечества бездумно, но методично уничтожать собственный дом, его уют, его тепло, его пригодность для полноценной жизни. Кроме симфонии великолепного изображения и музыкальных шедевров, мы получили высокую, переворачивающую душу экологическую трагедию. И мы - ее персонажи, выступающие на стороне Зла. Вопрос, хорошие ли мы предки и какую планету оставим после себя новым поколениям, пока остается без оптимистичного ответа.