По данным социологов ВЦИОМ, уровень одобрения деятельности президента сейчас - 78,9%, уровень доверия - 81,3%. Уровень поддержки специальной военной операции - около 72%. Налицо сплочение российского общества.
"Это феномен, ведь западные пропагандисты делали ставку на то, что все будет наоборот - в их представлениях люди в России должны были стоять в очередях за продуктами, протестовать на площадях и так далее, - отметил управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом, член Общественной палаты РФ Фирдус Алиев. - Мы, конечно, знаем, что не все принимают специальную военную операцию и наше общество с пониманием к этому относится. Но в целом общественное настроение в России сегодня очень спокойное".
Политолог Борис Межуев выделил три фактора поддержки. Первый - люди сплотились в условиях объявленной им санкционной войны. Второй фактор - символическая роль Донбасса как кодового обозначения "оставленной России", принципиально "не глобальной России". И третий фактор - экономика.
"Все говорили о дефолте, о долларе за 200 рублей, о катастрофе по типу 90-х годов, о серьезном росте цен на продукты питания, тем более что ситуативное повышение цен произошло. Но оказалось, что несмотря на катаклизм, реально серьезного урона за эти три месяца в массовом масштабе люди не почувствовали", - сказал Борис Межуев.
Коллеги с ним согласились.
"Экономика устояла, и сейчас значительными темпами идет ее перестройка", - заметил Фирдус Алиев. Меры поддержки и населения, и целых отраслей оказались своевременными и точными, сделала вывод исполнительный директор Института региональных проблем Наталья Линдигрин. "Крупные промышленные и научные центры Сибирского, Уральского федеральных округов все увереннее чувствуют себя в сфере того же импортозамещения. И, конечно, это сказывается на уверенности жителей", - привела она пример.
"Последние три месяца мы видим: первоочередная задача, которая решается - это укрепление социальных условий жизни людей", - солидарен руководитель Экспертного клуба Екатеринбурга, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.
Политолог Александр Рудаков обратил внимание на межнациональное сплочение. "Россия - многонациональная страна, и у наших противников всегда велик соблазн использовать это против нас", - сказал он. Однако уровень поддержки спецоперации и внешнеполитического курса на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкортостане и других национальных республиках сейчас даже выше, чем в среднем по стране. "Это неожиданно для тех, кто хотел бы разжечь костер межнациональной вражды", - считает эксперт.
"На фоне санкционной войны и беспрецедентного давления к людям приходит понимание, что Россия - больше, чем просто страна, обладающая суверенитетом. Это цивилизация, мировая сила. Люди видят, что Россия творит историю, создает новый справедливый миропорядок", - сказал Александр Рудаков.
По его мнению, этот фактор цивилизационной идентичности играет важную роль. Он объединяет тех, у кого есть российский паспорт, с нашими соотечественниками, которые чувствуют связь со страной. "Такая солидарность очень высока. То, что делает Россия на Донбассе, об этом свидетельствует", - добавил Рудаков.
Свою роль в сплочении российского общества сыграла и тотальная "культура отмены", считает Наталья Линдигрин. "Люди увидели, насколько агрессивно на Западе стали относиться к российским писателям, деятелям искусства, которые ранее были неоспоримыми авторитетами", - сказала она. А те, кто за эти три месяца успел съездить в Европу, почувствовали и новое отношение к себе. В целом, по ее оценке, "западные пропагандисты проиграли, рассчитывая на то, что столь высокий тон общего негативизма внесет раскол в российское общество".
Нынешние настроения и повестка естественным образом повлияют на предстоящие в сентябре региональные выборы, об этом также говорили эксперты. "Те политические силы, которые еще не обозначили свою поддержку специальной военной операции на Украине, не заявили об этом медийно либо не провели какие-то акции, не будут поддержаны жителями", - полагает Наталья Линдигрин.