Там же, на форуме, прозвучали слова о поддержке малого бизнеса. "Мы должны сменить стратегию поддержки малого бизнеса с "приказано выжить" на "приказано заработать", - сказал первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Прежняя стратегия поддержки малого предпринимательства, призванная отразить удары пандемии, ныне, в условиях санкций, утратила актуальность. Но она принесла несомненные результаты. Вспомним, начиная с весны 2020 года и весь "ковидный" период государство оказывало поддержку малым и средним предпринимателям. Для них был запущен механизм пролонгации кредитов, в два раза - с 30 до 15 процентов - уменьшен размер страховых взносов, приостановлена блокировка счетов при наличии задолженностей по уплате налогов и сборов, снижены ставки налога на имущество, не инициировалась процедура банкротства за долги перед бюджетом... Эти меры оказали значительное влияние, помогли смягчить воздействие пандемии. Самым действенным инструментом здесь стало предоставление субъектам малого предпринимательства субсидий на выплату заработной платы. Согласно опросу, проведенному экспертами "Опоры России", Промсвязьбанка и агентства Magram Market Research среди 1,8 тыс. компаний, с 9 до 6 процентов уменьшилась доля коммерческих предприятий, планирующих сокращать персонал, и на 2 процента увеличилось число компаний, намеренных расширять инвестиции. Словом, нынешняя политика правительства в отношении малого бизнеса - продолжение антикризисной работы, начатой в период пандемии. Результаты этой работы были недавно оценены на заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства под руководством премьера Михаила Мишустина. Отмечалось, что только на сокращении контроля и надзора компании экономили до 200 миллиардов рублей в год. Число же предприятий малого и среднего бизнеса вернулось к допандемийному уровню и превысило 6 миллионов.
Сейчас ситуация иная. Универсальные меры поддержки (налоговые отсрочки, мораторий на проведение проверок, расширение доступа к госзаказам, снижение административной нагрузки на бизнес) останутся в силе, было подчеркнуто на форуме, но подвергнутся инвентаризации. Первый вице-премьер Андрей Белоусов дал понять, что в условиях санкций государство нуждается во всесторонней и подробной информации о том, что производят малые предприятия и какие лакуны в экономике, взявшей курс на импортозамещение, они могут заполнить. Например, способны ли помочь крупным компаниям в тех производствах, где прекратились поставки и ощущается разрыв цепочек.
Однако российский малый бизнес почти весь состоит из торговли и услуг. Доля реального производства чрезвычайно мала - 5,5-6 процентов. Поэтому трудно рассчитывать, что малое предпринимательство быстро покроет выросший спрос на товары, сырье, комплектующие. "Почему проблема с импортозамещением? Нет питательной среды (то есть малого бизнеса. - В.В.), которая может заместить сырье, материалы, комплектующие, произвести, создать... Европейские МСП нам на помощь не придут, это должны быть российские компании",- говорил на форуме первый заместитель главы минпромторга Василий Осьмаков. А президент "Опоры России" Александр Калинин предложил сконцентрировать помощь предпринимательству на отраслевой поддержке и внедрить программы по развитию МСП во всех отраслевых министерствах.
Региональные бизнес-омбудсмены оценивают новую риторику властей как серьезное предложение малому бизнесу включиться в программу импортозамещения. "Органы исполнительной власти должны подготовить перечни по сегментам, необходимым прежде всего для обеспечения жизнедеятельности города, промышленности, - говорит бизнес-омбудсмен Санкт-Петербурга Александр Абросимов. - Необходим перечень отраслей, чтобы предприниматели видели направления для своей работы". Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх отмечает, что представители малого и среднего бизнеса готовы и к импортозамещению, и к кооперации с крупными компаниями, но необходимой информацией никто не располагает: "Вот прямо на сегодняшний день: сколько и чего в России импортного, что можно прямо сейчас заместить, а что требует инвестиций, чтобы заменить в каком-то временном промежутке".
Возлагать на малый бизнес неподъемную для него ношу в глобальном противостоянии России санкционному давлению, конечно, не стоит. Дополнительных рабочих мест этот бизнес не создает. Он не ставит перед собой и цели роста. Его целью до сих пор был самопрокорм. Ныне же эта цель перестает быть единственной. Политика импортозамещения делает малый бизнес партнером крупных компаний, вовлекает его в производство запчастей, комплектующих, недостающих товаров промышленного назначения и потребительского спроса. А стратегия поддержки малого бизнеса меняется с "приказано выжить" на "приказано заработать".