23.06.2022 03:37
Поделиться

Что тормозит открытие одной из крупнейших автомагистралей ДФО

Первая на Дальнем Востоке скоростная платная автомобильная магистраль "Обход Хабаровска" готова. На днях об этом заявили власти Хабаровского края. Разрешение на ввод в эксплуатацию по основному ходу было получено в октябре 2021 года. Но и сегодня, спустя восемь месяцев, трассу все еще не открыли. Автомобилистам так и не удалось опробовать ее в деле. Что же мешает запуску и когда его ждать, выяснял корреспондент "РГ".
Несмотря на то что трасса не открыта, операторы в управляющем комплексе уже трудятся в круглосуточном режиме
Несмотря на то что трасса не открыта, операторы в управляющем комплексе уже трудятся в круглосуточном режиме / Группа "ВИС"

Дорога строилась по концессионному соглашению, которое в декабре 2016 года подписали правительство Хабаровского края и ООО "Региональная концессионная компания", входящая в Группу "ВИС". Проект стал первым примером государственно-частного партнерства в транспортной сфере ДФО. Главная цель строительства "Обхода" - разгрузка центра Хабаровска от транзитного транспорта, проходящего по федеральным трассам Чита - Хабаровск ("Амур"), Хабаровск - Владивосток ("Уссури") и Хабаровск - Находка ("Восток"). Общая протяженность магистрали составила 27,1 километра. Проезжая часть шириной 15 метров, четыре полосы движения и максимальная разрешенная скорость 120 километров в час, по расчетам экспертов, обеспечат пропуск до 25 тысяч машин в сутки.

Как сообщили "РГ" в министерстве транспорта и дорожного хозяйства края, после получения разрешения на ввод в эксплуатацию готовность объекта составляла лишь 92,42 процента. Поэтому, дескать, и не открыли дорогу: по условиям концессионного соглашения это можно сделать только с актами приемки всех этапов строительства, свидетельствующими о 100 процентах технической готовности.

- По состоянию на 1 июня 2022 года готовность - 100 процентов, - отметила глава регионального минтранса Ирина Горбачева.

- Весной этого года провели завершающие работы по озеленению и благоустройству откосов на двух съездах. Сегодня автодорога "Обход Хабаровска" полностью готова к открытию движения для автомобилистов. Концедент и концессионер обсуждают совместное решение о дате открытия, - заверили в пресс-службе Группы "ВИС". - Управлять транспортными потоками будут с помощью интеллектуальной системы. Для этого на протяжении 27-километровой трассы смонтировано 78 обзорных и контролирующих видеокамер, 88 электронных табло и знаков переменной информации, 23 детектора транспорта, а также восемь комплексов фиксации нарушений и метеостанция.

Выходит, что работе "Обхода" больше ничего не мешает, и она начнется уже скоро? Депутат Хабаровской городской думы Михаил Сидоров в этом не уверен. По его мнению, до сих пор открытие дороги всячески затягивалось искусственно. Ведь для Хабаровского края принять объект просто невыгодно. После этого, согласно договоренностям, в течение десяти лет придется выплачивать концессионеру в среднем по 2,3 миллиарда рублей - сумму, примерно равную годовому фонду на ремонт и содержание всей дорожной сети региона.

Общие затраты на строительство и обслуживание трассы - 56,4 миллиарда рублей. Окупиться дорога должна за счет взимания платы за проезд

- В своих доводах я опираюсь на реальные цифры из документов. В соответствии с распоряжением от 6 октября 2017 года №702-рп на строительство "Обхода" выделено 29,4 миллиарда рублей. Из них 18,7 миллиарда - затраты федерального бюджета, а 10,7 - капитальный грант краевого бюджета. После подписания акта о вводе дороги в эксплуатацию край должен выплатить концессионеру в течение десяти лет еще 26,9 миллиарда рублей, а также недостающую сумму предусмотренного соглашением краевого гранта. Общие затраты на строительство и обслуживание трассы - 56,4 миллиарда рублей, - рассказал Михаил Сидоров. - Окупаться все это должно за счет того, что дорога платная. Но, по расчетам экономического обоснования строительства, сделанного в 2015 году, безубыточность проекта должна наступить в случае 25-процентного экономического роста в нашем крае и соседних регионах. На самом деле, даже по самым позитивным оценкам, эта цифра довольно большая и такого скачка, конечно, не произошло. Был прицел на открытие таможенного перехода на острове Большой Уссурийский. Это пока тоже остается в перспективе. В результате непонятно, насколько расходы будут перекрываться доходом от трассы. На бюджет Хабаровского края определенно ляжет серьезная нагрузка.

В апреле глава региона Михаил Дегтярев во время прямой трансляции в Telegram заявил, что обратился за дополнительным федеральным финансированием.

- Минтранс испытывает недостаток средств, потому что мы в этом году будем платить за "Обход Хабаровска" практически 80 процентов дорожного фонда, - признался губернатор. - Но в Москве состоялся разговор с вице-премьером Маратом Хуснуллиным на тему помощи нашему бюджету, дорожному фонду, и мы надеемся, что в ближайшие недели нам выделят дополнительные средства.

Пока никакой информации о поступивших деньгах нет. Остается надеяться только на то, что после открытия дорога все же начнет окупать себя сама.

По условиям концессионного соглашения в первые два месяца эксплуатации движение по "Обходу Хабаровска" будет осуществляться в тестовом режиме. После этого с автомобилистов начнут брать плату за проезд. Чтобы делать это было удобно, на различных участках установили пять пунктов взимания платы барьерного типа.

Но сколько будет стоить проезд, сказать пока сложно. С начала строительства расценки озвучивались несколько раз. В 2018 году сообщалось, что проезд по трассе "Обход Хабаровска" обойдется в шесть рублей за километр пути. В 2021-м говорилось уже о том, что ориентировочная стоимость составит от пяти до 20 рублей за километр, в зависимости от веса автомобиля. Точные цифры, по всей видимости, станут известны уже после открытия.

Кстати

Открытие дороги обеспечило край дополнительными рабочими местами. Как рассказали в Группе "ВИС", для обслуживания созданной транспортной инфраструктуры уже сформирован штат работников. Среди них инженеры, технические специалисты, кассиры и операторы. Сейчас трудоустроены 156 сотрудников, все местные жители. Операторы прошли обучение и, несмотря на то что трасса не открыта, трудятся в круглосуточном режиме.