Однако цифровизация туристический отрасли сегодня сводится больше к формированию локальных интернет-ресурсов, чем к созданию удобной цифровой среды, позволяющей туристам в несколько кликов сформировать интересующий их маршрут, выбрать фирму-туроператора и гида, забронировать жилье, получить информацию о том, что может понадобиться им в путешествии. Как отмечает директор центра ретейл-технологий фонда "Сколково" Ольга Стрелова, на данный момент туристическая отрасль во многом остается "аналоговой". Планируя свое путешествие, туристы обычно обращаются в турагентства или своими силами ищут информацию об интересующих их местах.
У участников туристической отрасли до сих пор не сложилось целостного представления, что такое цифровизация рынка туристических услуг, что она должна дать туристам и по каким критериям оценивать ее уровень. Нет единого подхода к категории "цифровая активность", который учитывал бы особенности туристической деятельности. Проанализировав принятый в 2021 году национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства" и заявленные в нем задачи, профессор кафедры сервиса и туризма Поволжского государственного технологического университета Анна Полухина привела только два момента, посвященных цифровизации. Первый: МИД РФ к третьему кварталу 2024 года должен реализовать комплекс мер по облегчению визового режима для иностранных туристов и упростить выдачу электронной визы. Второй: запуск единой информационной системы "Электронная путевка" к четвертому кварталу 2024 года. Как заявил на недавней презентации итогов первого года реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" вице-премьер Дмитрий Чернышенко, данная система появится на два года раньше, в сентябре 2022 года. Но для цифровизации туристической отрасли этого все-таки недостаточно.
- В первую очередь рынку недостает агрегаторов туристических и гостиничных услуг, - отмечает президент ассоциации "Арктические гиды" Артур Шинкарук. - Сейчас мы тестируем разное программное обеспечение в виде приложений, которое позволяет пользоваться этими услугами. Совершенных вариантов мы пока не нашли, тестирование продолжается. На мой взгляд, на этот рынок уже пора заходить серьезным игрокам ИТ-индустрии, которые могли бы создать наиболее удобное программное обеспечение для бронирования гостиниц и пользования туристическими продуктами. А сейчас мы находимся на начальном этапе цифровизации. Универсального продукта под разного рода услуги пока нет.
Что касается самих пожеланий туристов, то при поездках, например, в Мурманскую область гостям Заполярья было бы удобнее всего пользоваться одним региональным туристическим порталом, где приезжающие могли бы получить полный перечень туристических услуг - экскурсий, мест размещения, списков гидов и экскурсоводов и так далее. Путешественники устали плавать в бурном информационном море, где на равных правах существуют сайты и легальных, и нелегальных гидов и туроператоров. Существует туристический портал murmansk.travel, однако до совершенства ему довольно далеко. По словам Артура Шинкарука, портал постоянно дорабатывается, но данный ресурс по-прежнему не очень удобен для туроператора, поскольку не всегда корректно работает система бронирования и оплаты. Периодически эти вопросы обсуждаются с региональным комитетом по туризму, в структуру портала вносятся поправки, но двигается эта работа довольно медленно.
С каждым годом в Арктику едут все больше туристов - а значит, цифровые стартапы могут рассчитывать на стабильный спрос. По информации Ростуризма, за последние 10 лет суммарный турпоток в российских арктических регионах увеличился более чем в полтора раза. А выручка туристических компаний в Архангельской области за минувший год увеличилась на 63 процента, в Мурманской области - на 30 процентов, отмечает заместитель генерального директора по работе с экспертами, координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников.
Правда, при этом качество статистики оставляет желать лучшего: в число туристов нередко включаются люди, приезжающие на Север работать вахтовым методом. Но о бурном росте интереса путешественников к Арктике говорят все участники туристического рынка. Эксперты уверены: число туристов, приезжающих в Мурманскую область, вполне можно довести до миллиона человек.
Владимир Онацкий, организатор экскурсий по Кольскому полуострову:
- Необходимы четкие и стабильные "правила игры" со стороны государства. Постоянно появляются какие-то новые требования государственных органов, невыполнение которых грозит штрафами на суммы в сотни тысяч рублей. В частности, это касается Центробанка, который требует от нас отчеты о работе с иностранцами. Эти отчеты нужно отправлять каждый квартал, штраф - 200 тысяч рублей. Мы не отправляем эти отчеты, поскольку с зарубежными гостями мы не работаем и отчитываться не о чем. Тем не менее у нас уже списали 300 тысяч рублей со счета.