В марте вы запустили портал для жалоб на подорожание стройматериалов. Чем чаще всего недовольны пользователи?
Игорь Манылов: Действительно, на официальном сайте ФГИС ЦС создан портал оперативного информирования о фактах значительного завышения стоимости строительных ресурсов за короткий период времени. В марте на портал поступило 208 заявок, в апреле - 30, в мае - всего 8. Катастрофический рост цен прекратился. Жалобы поступили от 67 юридических лиц на 229 поставщиков по 958 строительным ресурсам. Они отмечали рост цен до 166% за короткое время. Иногда поставщики специально удерживали товар и поднимали цену.
Наибольшее завышение цен зафиксировано в Волгоградской, Калининградской, Ивановской, Ростовской и Московской областях, Красноярском и Краснодарском краях и в Москве. Также поступило 17 жалоб на отказы продавать ресурсы по зафиксированным ранее в контракте ценам.
Но сейчас жалобы единичны. Некоторые стройматериалы вообще падают в цене: снизилась стоимость металла, о дороговизне которого столько было сказано в последнее время, стали дешевле стальные трубы, бетонные блоки, кабельная продукция.
В работе участвовали не только ФАС России, правительство, Минстрой, но и сами поставщики и производители. У многих из них есть профессиональные объединения, им важно было сохранить репутацию. Поэтому они решили проблему внутри своих "цехов".
Сильно ли увеличивались строительные сметы из-за подорожания материалов?
Игорь Манылов: Сейчас завершается работа по пересмотру смет объектов, которые были построены в 2021 году. Были пересчитаны сметы около 2 тысяч объектов по всей стране. Из них 550 на федеральном уровне, около 1300 - на региональном. Стоимость вырастала на 15-20%.
Кроме того, прорабатываются вопросы создания постоянно действующего механизма, позволяющего более оперативно реагировать на волатильность цен на рынке строительных ресурсов в будущем. Планируются изменения в приказ Минстроя о том, чтобы механизм перерасчета смет стал постоянным. Он позволит неоднократно пересчитывать цену контракта, если строительные ресурсы подорожают значительно больше уровня инфляции, который учитывался при определении начальной цены.
Улучшается ли в последнее время качество проектирования?
Игорь Манылов: К сожалению, заметной динамики нет. Как и пять лет назад, около 25% проектов, поступающих к нам, содержат серьезные ошибки, которые могут приводить к авариям, обрушениям. Неправильно рассчитываются нагрузки, несущая способность конструкций, не учитываются сейсмические условия и требования пожарной безопасности.
В этом году, думаю, ситуация улучшится. Мы подключаем экспертов еще на этапе проверки комплектности, они проводят предварительный анализ - насколько полноценна документация, какой опыт у проектировщика. Сразу оценивают, например, позволяет ли проводить строительство вид земельного участка, каковы условия техприсоединения, хватит ли мощностей. Если проект не готов, эксперты вместе с проектировщиком определяют, что конкретно нужно сделать - быстро, четко, не вступая в долгую переписку. Так экономятся время и силы.
Какие объекты хуже всего проектируют?
Игорь Манылов: Были примеры, когда перед началом строительства большого объекта, когда он планировался, уже был определен заказчик, проектировщик и шла проработка решений, выявлялась слабость команды. После таких инцидентов мы в Главгосэкспертизе создали учебный курс - рекомендуем строителям перед началом любого крупного проекта пройти такой интенсив. Эти курсы очень популярны. Даже проектировщики с большим стажем в 10-15 лет на первых занятиях показывают не очень высокий результат: знания у них устаревшие, ведь требования и технологии меняются ежедневно.
В целом слабее выглядит проектирование общегражданских, социально-культурных объектов. Поликлиники, дома культуры - объекты несложные. Но если в крупной организации, которая массово строит инженерную, транспортную инфраструктуру, объекты связи, энергетики, уровень квалификации кадров очень высокий, то заказчик дома культуры раз в десять лет сталкивается со стройкой и страдает от того, что собственных компетенций ему не хватает. Он обращается к недобросовестным проектным организациям, которые благодаря демпингу получают объект, а потом создают многочисленные трудности. Так "проваливается" штучное строительство.
Вот почему было принято решение об укрупнении служб заказчика. Публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" создана на федеральном уровне, такая же работа проводится в регионах.
Надо сказать, что экономически развитые субъекты, где в строительство поступает большой объем инвестиций, как правило, обладают хорошей ресурсной базой. У них есть более профессиональные проектировщики.
Как идет экспертиза проектов в рамках строительства трассы М-12 "Европа - Западный Китай"?
Игорь Манылов: Любой большой объект, особенно линейный, такой как трасса, состоит из множества этапов. По сути, каждый участок трассы - самостоятельный объект строительства, на котором могут быть заняты разные подрядчики, разные проектировщики и разные изыскатели.
А М-12 сразу планировалась комплексно. Ее не запускали в стройку, пока не был произведен комплексный расчет и определены параметры объекта. Есть единый заказчик - ГК "Автодор", созданы штабы и специальные информационные системы, которые позволяют отслеживать ход работ. За счет этого удается в довольно сжатые сроки выполнять как проектирование, так и строительство. На стройке сконцентрированы большие ресурсы. Экспертиза смотрит параллельно все проекты, так же параллельно идет строительство участков дороги.
Объект сложный. В нем, помимо дорожников и строителей, задействовано множество других организаций. Трасса пересекается с инженерной инфраструктурой, это множество объектов, связанные с газом, нефтью, электроэнергией. То есть "Россети", "Газпром", нефтяные компании тоже вовлечены в строительство. В настоящий момент по этапу строительства дороги от Москвы до Казани уже практически все сетевые объекты спроектированы и отработаны.
Какие еще знаковые объекты сейчас проектируются и рассматриваются Главгосэкспертизой?
Игорь Манылов: Есть еще Восточный полигон железных дорог. Давно не было такой масштабной реконструкции железнодорожной сети! Проект состоит из трех этапов, по первому из них мы уже выдали заключение, второй сейчас в работе.
Отдельно стоит отметить объездные дороги. Во многих региональных центрах - например, Ярославле, Кемерове, Краснодаре, Волгограде, Симферополе, Нижнекамске и Набережных Челнах - транспортные потоки шли через город. Это создавало проблемы для местных жителей и затрудняло движение грузов. Сейчас там реализуются проекты дорог в обход городов. В последнее десятилетие появилось много проектов, которые "расшивают" транспортные узлы.
Как обстоят дела с транспортными объектами в городах-миллионниках?
Игорь Манылов: У нас в работе много таких проектов. Это и метро, и электротранспорт, современные высокоскоростные трамваи и электрички. Сейчас происходит подъем внутреннего туризма, так что вопрос транспорта для крупных городов стоит особенно остро. Будет трудновато, если эту проблему не решить. Сейчас пристально изучается опыт Москвы: на смену привычным автовокзалу, железнодорожному вокзалу, аэропорту, находящимся в разных концах городах, должны прийти комбинированные транспортно-пересадочные узлы.
Идет движение в сторону хабов. Возьмем, к примеру, культурно-туристический кластер "Арзамас-Дивеево-Саров": здесь и Арзамас с железной дорогой и автотранспортом, и Дивеево со знаменитым монастырем и огромным количеством туристов. Поэтому создание кластера рассматривается сразу в комплексе - туристы, транспортники, айтишники, энергетики.