23.06.2022 18:11
Поделиться

Руководитель Главгосэкспертизы Игорь Манылов рассказал об ошибках проектировщиков и ускорении строительства

Почему застройщики перестали жаловаться на подорожание стройматериалов, какие здания проектируют хуже всего и как удается быстро прокладывать трассу "Москва-Казань", рассказал "РГ" начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов.
Руководитель Главгосэкспертизы Игорь Манылов.
Руководитель Главгосэкспертизы Игорь Манылов. / Пресс-служба Главгосэкспертизы России

В марте вы запустили портал для жалоб на подорожание стройматериалов. Чем чаще всего недовольны пользователи?

Игорь Манылов: Действительно, на официальном сайте ФГИС ЦС создан портал оперативного информирования о фактах значительного завышения стоимости строительных ресурсов за короткий период времени. В марте на портал поступило 208 заявок, в апреле - 30, в мае - всего 8. Катастрофический рост цен прекратился. Жалобы поступили от 67 юридических лиц на 229 поставщиков по 958 строительным ресурсам. Они отмечали рост цен до 166% за короткое время. Иногда поставщики специально удерживали товар и поднимали цену.

Наибольшее завышение цен зафиксировано в Волгоградской, Калининградской, Ивановской, Ростовской и Московской областях, Красноярском и Краснодарском краях и в Москве. Также поступило 17 жалоб на отказы продавать ресурсы по зафиксированным ранее в контракте ценам.

Но сейчас жалобы единичны. Некоторые стройматериалы вообще падают в цене: снизилась стоимость металла, о дороговизне которого столько было сказано в последнее время, стали дешевле стальные трубы, бетонные блоки, кабельная продукция.

В работе участвовали не только ФАС России, правительство, Минстрой, но и сами поставщики и производители. У многих из них есть профессиональные объединения, им важно было сохранить репутацию. Поэтому они решили проблему внутри своих "цехов".

Сильно ли увеличивались строительные сметы из-за подорожания материалов?

Игорь Манылов: Сейчас завершается работа по пересмотру смет объектов, которые были построены в 2021 году. Были пересчитаны сметы около 2 тысяч объектов по всей стране. Из них 550 на федеральном уровне, около 1300 - на региональном. Стоимость вырастала на 15-20%.

Кроме того, прорабатываются вопросы создания постоянно действующего механизма, позволяющего более оперативно реагировать на волатильность цен на рынке строительных ресурсов в будущем. Планируются изменения в приказ Минстроя о том, чтобы механизм перерасчета смет стал постоянным. Он позволит неоднократно пересчитывать цену контракта, если строительные ресурсы подорожают значительно больше уровня инфляции, который учитывался при определении начальной цены.

Дороги проектируются более качественно, чем поликлиники и дома культуры. Фото: РИА Новости

Улучшается ли в последнее время качество проектирования?

Игорь Манылов: К сожалению, заметной динамики нет. Как и пять лет назад, около 25% проектов, поступающих к нам, содержат серьезные ошибки, которые могут приводить к авариям, обрушениям. Неправильно рассчитываются нагрузки, несущая способность конструкций, не учитываются сейсмические условия и требования пожарной безопасности.

В этом году, думаю, ситуация улучшится. Мы подключаем экспертов еще на этапе проверки комплектности, они проводят предварительный анализ - насколько полноценна документация, какой опыт у проектировщика. Сразу оценивают, например, позволяет ли проводить строительство вид земельного участка, каковы условия техприсоединения, хватит ли мощностей. Если проект не готов, эксперты вместе с проектировщиком определяют, что конкретно нужно сделать - быстро, четко, не вступая в долгую переписку. Так экономятся время и силы.

Какие объекты хуже всего проектируют?

Игорь Манылов: Были примеры, когда перед началом строительства большого объекта, когда он планировался, уже был определен заказчик, проектировщик и шла проработка решений, выявлялась слабость команды. После таких инцидентов мы в Главгосэкспертизе создали учебный курс - рекомендуем строителям перед началом любого крупного проекта пройти такой интенсив. Эти курсы очень популярны. Даже проектировщики с большим стажем в 10-15 лет на первых занятиях показывают не очень высокий результат: знания у них устаревшие, ведь требования и технологии меняются ежедневно.

В целом слабее выглядит проектирование общегражданских, социально-культурных объектов. Поликлиники, дома культуры - объекты несложные. Но если в крупной организации, которая массово строит инженерную, транспортную инфраструктуру, объекты связи, энергетики, уровень квалификации кадров очень высокий, то заказчик дома культуры раз в десять лет сталкивается со стройкой и страдает от того, что собственных компетенций ему не хватает. Он обращается к недобросовестным проектным организациям, которые благодаря демпингу получают объект, а потом создают многочисленные трудности. Так "проваливается" штучное строительство.

Вот почему было принято решение об укрупнении служб заказчика. Публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" создана на федеральном уровне, такая же работа проводится в регионах.

Надо сказать, что экономически развитые субъекты, где в строительство поступает большой объем инвестиций, как правило, обладают хорошей ресурсной базой. У них есть более профессиональные проектировщики.

Как идет экспертиза проектов в рамках строительства трассы М-12 "Европа - Западный Китай"?

Игорь Манылов: Любой большой объект, особенно линейный, такой как трасса, состоит из множества этапов. По сути, каждый участок трассы - самостоятельный объект строительства, на котором могут быть заняты разные подрядчики, разные проектировщики и разные изыскатели.

А М-12 сразу планировалась комплексно. Ее не запускали в стройку, пока не был произведен комплексный расчет и определены параметры объекта. Есть единый заказчик - ГК "Автодор", созданы штабы и специальные информационные системы, которые позволяют отслеживать ход работ. За счет этого удается в довольно сжатые сроки выполнять как проектирование, так и строительство. На стройке сконцентрированы большие ресурсы. Экспертиза смотрит параллельно все проекты, так же параллельно идет строительство участков дороги.

Объект сложный. В нем, помимо дорожников и строителей, задействовано множество других организаций. Трасса пересекается с инженерной инфраструктурой, это множество объектов, связанные с газом, нефтью, электроэнергией. То есть "Россети", "Газпром", нефтяные компании тоже вовлечены в строительство. В настоящий момент по этапу строительства дороги от Москвы до Казани уже практически все сетевые объекты спроектированы и отработаны.

Появилось много проектов, которые решают транспортные проблемы в крупных городах

Какие еще знаковые объекты сейчас проектируются и рассматриваются Главгосэкспертизой?

Игорь Манылов: Есть еще Восточный полигон железных дорог. Давно не было такой масштабной реконструкции железнодорожной сети! Проект состоит из трех этапов, по первому из них мы уже выдали заключение, второй сейчас в работе.

Отдельно стоит отметить объездные дороги. Во многих региональных центрах - например, Ярославле, Кемерове, Краснодаре, Волгограде, Симферополе, Нижнекамске и Набережных Челнах - транспортные потоки шли через город. Это создавало проблемы для местных жителей и затрудняло движение грузов. Сейчас там реализуются проекты дорог в обход городов. В последнее десятилетие появилось много проектов, которые "расшивают" транспортные узлы.

Как обстоят дела с транспортными объектами в городах-миллионниках?

Игорь Манылов: У нас в работе много таких проектов. Это и метро, и электротранспорт, современные высокоскоростные трамваи и электрички. Сейчас происходит подъем внутреннего туризма, так что вопрос транспорта для крупных городов стоит особенно остро. Будет трудновато, если эту проблему не решить. Сейчас пристально изучается опыт Москвы: на смену привычным автовокзалу, железнодорожному вокзалу, аэропорту, находящимся в разных концах городах, должны прийти комбинированные транспортно-пересадочные узлы.

Идет движение в сторону хабов. Возьмем, к примеру, культурно-туристический кластер "Арзамас-Дивеево-Саров": здесь и Арзамас с железной дорогой и автотранспортом, и Дивеево со знаменитым монастырем и огромным количеством туристов. Поэтому создание кластера рассматривается сразу в комплексе - туристы, транспортники, айтишники, энергетики.