Эксперты "РГ": Классный руководитель должен быть психологом

Завершилась студенческая олимпиада "Я - профессионал" - проект президентской платформы "Россия - страна возможностей", которую поддерживает Министерство науки и высшего образования.
Виталий Аньков/РИА Новости

В этом году олимпиада проходила в пятый раз, но впервые наряду с уже знакомыми направлениями ребята могли попробовать свои силы в треке "Классное руководство".

Почему появилось это направление? Как меняются задачи классных руководителей в современной школе? Какие качества выходят на первый план? Беседуем с разработчиками трека "Классное руководство" олимпиады "Я-профессионал" Романом Комаровым - ученым секретарем Московского городского педагогического университета (МГПУ) и Еленой Ушаковой - начальником департамента Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского МГПУ.

Почему трек "Классное руководство" появился именно сейчас?

Роман Комаров: Трансформация работы классного руководителя идёт не первый год. Задача - уйти от старых представлений о классном руководстве как о приставке к основной нагрузке учителя. Сегодня это понятие серьезно переформатировалось. Теперь классный руководитель - навигатор, координатор, интегратор, он умеет выстраивать конструктивные отношения с родителями, он значимая фигура в педагогическом коллективе. И он же - психолог детского коллектива. Это очень важно. Это часть большой живой системы. Классный руководитель обязательно должен обладать психолого-педагогическими компетенциями. В одиночку школьный психолог, даже если он есть в школе, не в состоянии справиться со всем многообразием вопросов и проблемных ситуаций, возникающих в школьном коллективе.

Кстати, в 2020 году на базе МГПУ была запущена программа профессиональной переподготовки "Психолог детского коллектива". Это беспрецедентная история для всей России. Единовременно обучение прошли 1400 учителей Москвы - те, кто уже был классными руководителями или только собрался ими стать.

В этом году мы поняли, что подобный опыт будет полезен и для будущих студентов. И не ошиблись: новое олимпиадное направление стало очень востребованным. Так, в финале приняло участие около пятисот бакалавров и магистрантов.

Елена Ушакова: Удивительно, но направление "Классный руководитель" собрало на олимпиаде не только будущих педагогов. Были ребята из разных вузов нашей необъятной Родины, представляющие разные специальности, были даже будущие медики из Сеченовского университета. Это значит, что есть запрос на реализацию своих возможностей не только в узкой предметной области, но и в качестве психолога детского коллектива - на это в нашем треке делался основной акцент. Поэтому смело можно сказать, что направление "Классный руководитель" стало междисциплинарным.

В целом, классное руководство - уникальная деятельность. Нет такой квалификации в перечне профессий - "классный руководитель". Но при этом это та миссия, на которой держится сегодня школа, связующее звено, которое делает общение школы, города, семьи, ребёнка, конкретного родителя благоприятным и формирует позитивный имидж школы.

А что нужно было продемонстрировать участникам олимпиады?

Елена Ушакова: Навыки и умения, которые повышают конкурентоспособность педагога в современном мире: системное мышление, креативность, адаптивность, гибкость, способность принимать решения в ситуации неопределенности, исследовательские умения. Да и без цифровых компетенций тоже не обошлось. Ведь все испытания проходили в дистанционном формате.

Роман Комаров: В последние годы в образовании широкую известность приобрел термин "психологическое благополучие". Классное руководство - и об этом тоже. Работа классного руководителя всегда на перспективу, на опережение, тем более, сейчас - в свете последних событий.

Среди участников студенты разных возрастов. Олимпиада для них - как профессиональный экзамен?

Роман Комаров: Термин "экзамен" здесь, наверное, не очень подходит, это все же конкурсное испытание с заданиями разного уровня сложности, тестовыми, в том числе. Но мы понимаем, что тесты - не самое интересное в жизни, хотя они, конечно, позволяют проверить определенные знания, логическое мышление. Но в фокусе финала олимпиады все же были два особых проектных задания - индивидуальное и командное, где упор делался, прежде всего, на интеллект и творчество.

Но ведь участники не встречались раньше, не знают друг друга, как работать в команде?

Роман Комаров: Вы правы, это сложно. Но в этом и суть. На индивидуальном треке финалисты разрабатывали концепцию собственного проекта, причем проекта практико-ориентированного, с тем прицелом, чтобы после небольшой доработки его можно было легко внедрить в образовательный процесс. А командный трек - работа в группе, в условиях с высокой степенью неопределенности и изменчивости, иногда в условиях патовой ситуации. Такие случаются в каждой школе. И учителя, и администрация должны в таких ситуациях работать вместе. Здесь ребята учатся договариваться, принимать совместные решения, делать выбор.

Елена Ушакова: Олимпиада стала платформой для профессионального творческого общения. Ты не знаешь никого, не знаешь, какую задачу тебе поставят, не знаешь про инструменты, с которыми будешь работать. По сути, экстремальная ситуация, в которой нужно работать в команде, найти идею, "рабочее" решение. А кейсы для команд были самые разные, с огромным числом вариантов решений. Все зависело от командного решения и активности каждого участника. И главная ценность состоит в том, что нет правильных или неправильных решений, есть ценные актуальные идеи, которые могут быть использованы в работе классного руководителя. Здесь есть логика, творение, идея, которые превращаются в результат.

Конечно, не стоит забывать, это конкурс - со своими призами и бонусами для каждого.

Какие проекты представляли будущие классные руководители?

Елена Ушакова: Одна из тем, например, "Ребёнок в современном обществе" - суть проекта в том, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в том, что его окружает. Или "Памятка для классного руководителя" - некие алгоритмы по разным направлениям деятельности классного руководителя, например, стратегии управления детским коллективом, или рекомендации по использованию цифровых инструментов в работе классного руководителя. Более того, участники могли сформулировать свою тему и представить ее.

Что такое сегодня классный классный?

Роман Комаров: И сегодня, и всегда это человек с общечеловеческими ценностями, который любит детей, понимает их или старается понять, может прочувствовать и посочувствовать.

При этом класс - живая система, поэтому ему нужно обладать еще и скоростью реакции, и базовой установкой творчески относиться к разным ситуациям, в том числе и нестандартным. А еще классному руководителю надо уметь работать над собой, восстанавливать свои силы, чтобы не выгореть. Надо уметь держать удар - психологически.

Елена Ушакова: Это педагог, но очень близкий для детей, с которым формируются доверительные отношения, который готов оказать помощь и поддержку, который адекватно включается в решение различных вопросов, в том числе организации детской деятельности, взаимодействия с семьей ученика и, конечно, работает в команде. Классный руководитель становится классным для ребенка, когда пропускает детские проблемы через себя и находит разумные решения.

Комментарий

Ларина Айрапетян, победительница трека "Классное руководство" олимпиады "Я профессионал", выпускница филиал Ставропольского государственного педагогического института (г. Ессентуки):

- Это направление я выбрала не просто так. В школе уже предлагали классное руководство, но я отказалась: не видела системы, не была уверена в своих силах. В этом году решила проверить себя. Здорово, что одно из заданий олимпиады было - разработать концепцию классного руководителя. Теперь в классные руководители - хоть завтра.

Что такое классный классный? Это человек, который рядом, но чуть-чуть впереди. Я видела таких. Их дети счастливы учиться, трудиться, творить. Они подпитываются друг от друга энергией.