24.06.2022 15:03
    Поделиться

    Как родился Штирлиц

    Посмотрев фильм "Семнадцать мгновений весны", генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев распорядился разыскать разведчика и вручить ему Звезду Героя Советского Союза. Его было начали искать и не нашли. Да и не могли найти: Штирлица как такового не было. Как не было и разведчика Юлиана Семенова, хотя в юности мечтал им стать.
    Фото: РИА Новости

    В канун 100-летия отечественной нелегальной разведки хочется сказать, что Юлиан Семенов выбрал своим главным героем Штирлица не случайно: с одной стороны тут бы интерес к истории, с другой - к разведке. Его дочь Ольга Юлиановна рассказывает, что когда отец задумал первую книгу из цикла политических хроник о Штирлице, он больше всего думал о том, как организовать исторический материал. Считал, что сделать это можно, лишь пропустив события сквозь героя, сплавив воедино категорию интереса и политического анализа, исторической структуры и судьбы человека, оказавшегося в яростной круговерти громадных событий прожитого нами пятидесятилетия. История нашей Родины такова, что человек, родившийся вместе с ХХ веком, должен был пройти через события революции, Гражданской войны, испанской трагедии, Великой Отечественной войны. Как быстротечен - с точки зрения исторической ретроспективы - этот пятидесятилетний миг и как он насыщен событиями, поразительными по своему значению. "Кирпичи" фактов истории обязаны быть накрепко смонтированы сюжетом, который не только развитие характеров, но - обязательно - интерес, заключенный в личности, которая пронизывает все повествование.

    Такой личностью оказался Максим Исаев, он же Всеволод Владимиров, он же Макс Штирлиц…

    У Семенова образ Штирлица созрел внезапно. Все началось с маленькой записочки Постышева Блюхеру, которую писатель-историк нашел в начале 1960-х годов в хабаровском архиве. Постышев писал, что переправил во Владивосток "чудесного молодого товарища". Об этом молодом человеке, работавшем журналистом в белогвардейской прессе, говорил Семенову вполне реальный и только недавно раскрытый разведчик Роман Ким (кстати, в прообразы Штрилица-Исаева записывают и его). А когда белые были изгнаны, этот молодой человек появился в форме ВЧК вместе с И. Уборевичем.

    На основании этих фактов и написан первый роман о Штирлице "Пароль не нужен". Вот что писал об этом сам Юлиан Семенов: "Увы, у нас еще бытует слащаво-мещанское представление о работе разведчика. Иногда наталкиваешься на пожелание: "Вы ведь пишите детектив, придумайте какие-нибудь лихие повороты! Ваш разведчик бездействует, не проявляет себя". По-моему, такое мнение рождено детской привязанностью к "Трем мушкетерам" с одной стороны и презрением к литературным поделкам о манекенах с "седыми висками и усталыми, добрыми глазами" - с другой. Пожалуй, нет спора, что важнее: похитить - с многими эффектными приключениями, погонями, перестрелками и таинственными перевоплощениями - "ключи от сейфа" - или же, находясь в стане врага, внешне ничем себя не выделяя и никак "героично" не проявляя, дать серьезную оценку положения, высказать свои предположения о настоящем и будущем…

    Максим Максимович Исаев, работая во Владивостоке в стане оккупантов, должен был "пропустить" через себя, понять и выверить информацию, которую он ежедневно получал как газетчик, легально, не прибегая к "бондовским" сверхэффектным трюкам. При этом следует учесть, что контрразведка белых во главе с опытным офицером охранки Гиацинтовым сугубо внимательно относилась к газетчикам, имевшим широкий круг знакомств среди самых разных слоев общества. Только благодаря тому, что друзьями Исаева были настоящие люди, предпочитавшие смерть предательству, он смог выиграть поединок с начальником белой контрразведки. Солдатам ставят памятники, об их подвиге пишут, подвиг же разведчика молчалив и безвестен, и чем более он неприметен, тем он весомей".

    А произведение "Семнадцать мгновений весны" родилось после того, как Семенов нашел в переписке Сталина с Рузвельтом и Черчиллем его утверждение, что советскому руководству известно о сепаратных переговорах Гиммлера - Даллеса. Сталин написал, что узнал это от своих информаторов… "Это очень честные и скромные люди, которые выполняют свои обязанности аккуратно и не имеют намерения оскорбить кого-либо. Эти люди многократно проверены нами на деле".

    Юлиан Семенов посвятил Штирлицу 13 романов и одну повесть. Это не плодовитость, а гигантская работа, всеядность отца-основателя нового жанра - документального детектива. И пусть у Штирлица военной поры совсем не было и не могло быть прототипа. Ведь у советской разведки в гестапо был всего лишь один разведчик - наш многолетний агент Вилли Леман. В разгар войны он был разоблачен и убит. Но образ Штирлица выписан настолько правдиво, что многие считают его абсолютно реальным. Некоторые разведчики-нелегалы признавались, что пришли в разведку, посмотрев "Семнадцать мгновений весны" с Вячеславом Тихоновым в главной роли.

    Поделиться