24.06.2022 13:35
    Поделиться

    Тюменские школьники реставрируют найденные в экспедициях артефакты войны

    На улице - благодать: ни тучки, ни ветра, но ребята будто не замечают хорошую погоду. В перчатках, респираторах и защитных очках с утра до обеда почти неделю они сдирают с найденных во время раскопок вещей "скафандр" из коррозии, даже не помышляя рвануть на речку. На первый взгляд ничего сложного: скобли щеткой по металлу ржавый налет на солдатской фляжке или каске, а уже очищенное натирай для консервации парафином. Но не каждый терпеливый взрослый выдержит такой ритм и объем информации. А дети легко. Это все закалка: почти все участники проекта "Школа реставратора" от областного центра имени Артура Ольховского - поисковики, пережившие несколько вахт вдали от дома. Про то, что осенью и весной школьники по месяцу проводят в болотах и глиняных ямах, нет нужды рассказывать - это известно, но это и их выбор. Есть желание показать, как летом маленькие герои реставрируют артефакты, найденные в местах самых ожесточенных в 40-е годы боев.

    Феде Моторину 13 лет, но его уже допускают на общие сборы поисковиков, попал он и в "Школу реставратора".

    - Нормальные у меня каникулы: утром - металл чищу, вечером с друзьями гуляю. В октябре получу паспорт и тогда смогу поехать на настоящие раскопки. Смотрите сами: страна потеряла миллионы бойцов, подняли пока лишь 10 тысяч. Поэтому тот, кто отыскивает медальон, становится легендой, а сама находка - почти мировой сенсацией, - рассуждает мальчишка, натягивая респиратор перед работой.

    У всех реставраторов-поисковиков схожие истории: в школу пришли специалисты центра, рассказали о важном деле, подростки записались в отряды, но больше из любопытства, нежели осознанно, в итоге, как выражаются в этой компании, "засосало". Правда, родители девочек даже спустя годы недоумевают: хорошо изучать войну по учебникам, но зачем в грязи возиться… Так было в семье Вероники Грачевой и Алены Бабичевой. "Кости копаете?", - спрашивают взрослые. "Копаем", - отвечают школьницы. Потому что в 15-16 лет видят в этом большой смысл.

    - "Школа" существует с 2013 года. Первую неделю проходят лекции по обмундированию и вооружению Красной армии, технике безопасности при работе с инструментами и растворами, оформлении паспорта реставрации и способам восстановления вещей. Во вторую начинается практика: выходим во двор центра науки, экологии и техники и начинаем химичить, - рассказывает руководитель проекта, педагог-организатор Дворца творчества и спорта "Пионер" Сергей Чекерис.

    Молодой человек - как раз и есть та легенда. В поисковом движении уже восемь лет. В 2017-м нашел медальон Ивана Евстратьевича Сидорова, уроженца Армизонского района, 76 лет считавшегося пропавшим без вести. Это был первый случай в регионе, когда тюменец отыскал тюменца.

    Раньше на летнюю смену "Школы" приглашали 15 школьников, нынче квоту подняли до 25 человек. Еще 10 ребят - обычные волонтеры, которые не успели трудоустроиться через "Отряды мэра", но не обиделись, а все равно пришли помогать. Каждому участнику нужно привести в порядок одну вещь по выбору в рамках госзадания. Самые ретивые успевают обработать по несколько ржавых сокровищ, помня, что для потрескавшегося кожаного кошелька понадобится спирт, глицерин, мягкая щетка и ветошь, для патронного ящика пулемета "Максим" - раствор щавелевой кислоты - его взболтает старший по отряду Матвей Симонов, а для Почетного креста немецкой матери (и такое есть) - шило.

    Восстановленные ребятами бытовые артефакты составят экспозицию "Без срока давности. Трагедия мирного населения" - она откроется в сентябре. Военные предметы займут места на обучающих стендах для будущих поисковиков. Скорее всего, туда попадут начищенные до блеска РГД-33, патроны и гильзы, фильтр от противогаза, каска, медицинские шины, тренога от миномета, над которой парни колдуют с прошлого года - нынче, получив горелки, смогли расшатать механизм и поставить устройство на землю.

    Во время репортажа реставраторы так надраили котелок, что стали видны нацарапанные солдатом инициалы - именной. А Кирилл Агалаков выяснил, что топор, над которым он корпел, - немецкий, 1917 года выпуска. Останется приделать современное топорище и заточить инструмент перед новой экспедицией. Она, кстати, планируется в Калужскую область.

    Добавим, с сентября "Школа реставратора" станет круглогодичной - ребятам обещают выделить удобный кабинет с вытяжкой. Потому что за одну летнюю смену, сколько бы ни было участников, килограммы поднятого из недр земли военного металла не успеть восстановить.

    Кстати

    С 1989 по 2021 годы тюменские поисковики подняли и захоронили останки 10,7 тысячи солдат и офицеров Красной армии, а также установили 509 имен.

    Сейчас ведут поиск родных Аркадия Петровича Мерзлякова 1916 г.р. из Ижевска, Александра … 1916 г.р. из деревни Большетарской Омской области, Вл…/Ви… Александровича Свиницкого 1918 г.р. из Каменец-Подольского на Украине, Якова Афанасьевича Рубана, тоже с Украины.

    Информацию о солдатах следует сообщать в Тюменский областной поисковый центр имени Ольховского: 8 (3452) 68-85-76 (доб. 88).

    Поделиться