Откачку септиков введут в законное русло

Навести порядок на канализационном рынке предлагают эксперты. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ) готовит поправки в законодательство о порядке вывоза сточных вод из домов, где нет централизованной канализации.
Для откачивания стоков жители могут обратиться и в местный водоканал, и к частникам.
Для откачивания стоков жители могут обратиться и в местный водоканал, и к частникам. / РИА Новости

Только 65% жилья в России, по данным Росстата, оборудовано централизованной канализацией. Остальные пользуются выгребными ямами и септиками, которые нужно периодически опустошать.

Проблему затронул на заседании президиума Госсовета, где обсуждалась стратегия развития строительства и ЖКХ до 2030 года, председатель комиссии Госсовета по направлению "Строительство, ЖКХ, городская среда" Рустам Минниханов. Основная часть сельских территорий не обеспечена централизованной системой водоотведения, отметил он. Сбор и вывоз жидких бытовых отходов осуществляется специализированным транспортом. При этом регулирование тарифов для нецентрализованной системы водоотведения законодательством не предусмотрено. "Предлагаем определить единый подход к формированию стоимости услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов и рассмотреть возможность введения регулирования тарифов на услуги нецентрализованной системы водоотведения", - сказал Минниханов. Актуальность придает вопросу рост ввода индивидуальных жилых домов в последние годы, отметил он.

"Серые" возчики отделываются небольшим штрафом

Регионы могут устанавливать тарифы на откачку септиков, отмечает заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Наталья Побединская. Однако мало кто это сделал. Сейчас у жителя, в доме которого вместо централизованной канализации - выгребная яма (кстати, существуют и многоквартирные дома и даже бизнес-центры с такой канализацией), есть два пути, поясняет она. Он может заключить договор на откачку слива с гарантирующей организацией - местным водоканалом. Но стоки из септика более концентрированные, и их обработка стоит дороже, поясняет Побединская. И если спецтариф для этого не установлен (в большинстве регионов), то используется обычный тариф для водоотведения. Поэтому водоканалу принимать такие стоки невыгодно, и он эти услуги, как правило, не рекламирует.

Можно обратиться к частникам. Но они зачастую работают по "серой" схеме: официально сдают на специальные сливные станции лишь часть стоков. С большой долей уверенности можно предположить, что в "серой зоне" сегодня более 50% возчиков - они сливают откачанное в канализационные колодцы (в лучшем случае), а то и в природные водоемы или просто на землю, отмечают в "Росводоканале". Такие сбросы наносят вред экологии, вызывают дискомфорт у жителей из-за неприятных запахов, загрязняют водоемы, которые в том числе являются источниками питьевой воды. Абонент не обязан отслеживать, заключил ли перевозчик-частник договор с водоканалом, куда он дел откачанное, отмечает Побединская.

Для водоканалов такой безответственный бизнес представляет отдельную головную боль, отмечают в пресс-службе "Российских коммунальных систем" (РКС): незаконный слив стоков в систему канализации приводит, во-первых, к переполнению колодцев и выходу стоков на поверхность, а во-вторых, повышает нагрузку на систему очистки, требуя дополнительных средств, не учтенных в тарифе.

Проблема отсутствия системы контроля за перевозчиками на законодательном уровне пока не решена, отмечают в РКС. Рассматривается ужесточение контроля и наказания за несанкционированный сброс стоков, однако повышение строгости регулирования, как правило, малоэффективно. Поймать за руку нарушителя в момент слива почти невозможно. "Более результативным видится развитие цивилизованных способов утилизации жидких бытовых отходов. Законотворческая работа в этом направлении должна быть продолжена", - отмечают в компании.

Городские администрации и коммунальные предприятия пытаются бороться с "серыми" возчиками, отмечают в "Росводоканале". Способов не так много. Среди них - создание собственной службы ассенизаторов, увеличение количества точек слива в канализацию (это разгружает логистику, отчасти позволяет легализовать рынок возчиков, но не решает проблему), строительство современных сливных станций (наиболее эффективный способ, считают в "Росводоканале", однако не все водоканалы готовы вкладывать в это деньги). Рейды же по выявлению нелегальных ассенизаторов завершаются тем, что возчик платит небольшой штраф и чаще всего продолжает дальше сливать стоки, где ему удобнее. Отслеживание "серых" возчиков с помощью камер или GPS-трекеров нереально, считает Побединская.

Необходимо внести поправки в законодательство и установить, что абоненты должны обращаться для откачивания стоков только в гарантирующую организацию - в местный водоканал, считают в РАВВ. И тариф для таких стоков должен быть выше, чем для централизованной канализации. При этом для жителей может быть установлен регулярный платеж и регулярный вывоз отходов. В ближайшие месяцы РАВВ собирается направить в Госдуму законопроект об этом, чтобы он был рассмотрен уже в осеннюю сессию, говорит Побединская.

Если откачкой септиков обяжут заниматься только водоканалы, это может в итоге даже удешевить тариф за счет больших объемов слива, возможности планирования работ и доходов. А если в тариф будет включена инвестиционная составляющая, в перспективе водоканалы могут заняться строительством дополнительных сливных станций или прокладкой в дома централизованной канализации, считают в РАВВ.

Кстати

Тарифы на коммунальные услуги будут устанавливать на пять лет

Единый законопроект об основах госрегулирования цен и тарифов разработала Федеральная антимонопольная служба. Сейчас они регулируются целым рядом законов и по разным принципам.

Впредь предлагается устанавливать тарифы на пять лет, определяя их до 20 декабря предыдущего года. Будут регулироваться цены в сферах деятельности субъектов естественных монополий, электроэнергетике, производстве продукции ядерно-топливного цикла, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, обращении с отходами, газоснабжении, железнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также на почтовые услуги.

"Серые" возчики отделываются небольшим штрафом